Поребрик: размеры
Содержание:
- Габариты изделий
- Тротуарный бордюр
- Ошибки
- Технология укладки бортового камня
- Инструкция по установке
- Преимущества и недостатки бордюрного камня
- Камень бордюрный бортовой дорожный цена
- Отличие бордюра от поребрика
- Дорожные бордюры размером 1000х300х150 мм
- Условные обозначения, их расшифровка
- 4.4. Обязательные организационно-технологические правила
- Особенности установки и замены
Габариты изделий
Параметры бордюров являются стандартными и также регулируются ГОСТом. Каждая разновидность имеет свои значения длины и ширины.
Так, стандартный рядовой бордюр может иметь длину от 1 до 6 м, при этом его высота колеблется в пределах между 20 и 60 см. Ширина изделий — от 8 до 20 см.
Изделия с уширением имеют параметры 300 х 30 см, при этом их ширина составляет от 29 до 32 см. Варианты с лотком для воды характеризуются длиной в 300 см и шириной в 32 см. Высота такого камня — 29-32 см.
Размеры бордюрного камня выездного типа — 100 х 30 см, а ширина — от 15 до 18 см. Криволинейная продукция имеет идентичные параметры, разница заключается лишь в высоте. Она варьируется от 18 до 21 см. Радиус искривления может составлять от 5 до 15 метров.
Тротуарный бордюр
При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели
Физические характеристики
К ним относятся:
- Марка прочности. Бетон должен иметь марочную прочность М400 и выше.
- Класс бетона. Рекомендуется класс бетона В30 (прочность бетона 39,29 МПа).
- Морозостойкость. Бордюрный камень должен выдерживать от 200 до 300 циклов.
- Срок эксплуатации. Производители гарантируют долговечность изделия и срок службы до 20 лет.
Преимущества тротуарного бордюра
Достоинства бетонного бордюрного ограждения:
- долговечность;
- морозостойкость;
- влагостойкость;
- износостойкость;
- устойчивость к механическим повреждениям;
- эстетичность;
- простота установки.
Ошибки
К ошибкам и нарушениям технологии относят:
Во избежание ошибок следует укладывать садовые бордюры исключительно по натянутым шнурам, после планировки участка и организации уклона. При этом изделия рекомендуется сначала уложить в сухом виде, без раствора (по понятным причинам их верхний уровень будет на 2-3 см ниже бечевки). И лишь потом, после проверки их положения, камень монтируется на раствор, толщина которого контролируется кельмой и тем же шнуром. Проверку уровня и уклона ведут на каждом элементе, укладывать на раствор более 2-3 штук не рекомендуется, корректировка изделий с помощью молотка проводится до фиксации внешних сторон лепешками раствора.
способы сэкономить
Траты на приобретение и установку готовых садовых бордюров считаются высокими, в целях экономии владельцы участков:
Технология укладки бортового камня
Технология укладки бортового камня Бордюры (бортовые камни) – это изделия, укладываемые узкой полосой. Используются для отделения проезжей части от тротуара, пешеходной дорожки – от зеленых насаждений, для зонирования сада, организации полос и островков безопасности. В ГОСТе 6665-91 предусмотрен выпуск нескольких типов бортового камня:
- прямого рядового,
- с уширением,
- лотком,
- криволинейного,
- въездного.
Для изготовления этой продукции применяется бетон класса прочности В30 и высокой морозостойкости – от F200. Пример технологической карты на бортовой камень – ltsr.ru/vibropress/bordyurnyy_kamen/.
Виды бортовых камней
Технология укладки бордюра определяется типом изделия.
По функциональному назначению различают:
Дорожные бортовые камни.
Служат для обрамления проезжей части. Имеют наибольшие габариты. Разделяют разные по функциональности зоны дорожного покрытия и защищают пешеходов от наезда автотранспорта. Обычно имеют серый цвет.
Тротуарные изделия.
Востребованы для ограничения пешеходных дорожек. Этот вид бордюра применяется при укладке тротуарной плитки. Предотвращает ее расползание и ограничивает разрастание травы.
Декоративные.
Используются для окаймления цветников, дорожек, площадок на личных участках. Садовые бордюры обычно имеют небольшую толщину и значительную длину, являются элементами ландшафтного дизайна и защищают грунт от расползания из-за талых и ливневых вод.
Необходимые инструменты и материалы
Для проведения работ по укладке бортового камня потребуются:
- строительный уровень,
- рулетка,
- штыковая лопата,
- инструмент для трамбовки,
- колья и шнур для разметки,
- резиновый молоток,
- лом,
- углошлифовальная машинка («болгарка»).
Для замешивания бетонной смеси и/или цементного раствора необходимы: бетономешалка или емкость для приготовления бетона вручную.
Из материалов, помимо самого бордюра, понадобятся:
- Цемент.
- Чаще всего используется портландцемент марок М400 или М500.
- Крупный заполнитель – щебень гравийный, известняковый, гранитный, средней и мелкой фракции (до 40 мм). Понадобится в случае изготовления бетонного или песчано-щебневого основания для бортового камня.
- Мелкий заполнитель – песок для строительных работ.
- Вода.
Этапы работ
Укладка бордюра для ограничения плиточного, бетонного или асфальтового покрытия производится до монтажа покрытия. Для определения требуемого количества бортовых камней измеряют длину дорожки и делят это значение на длину бордюрного элемента. Полученное значение округляют в большую сторону. Если планируется обрамление дорожки с двух сторон, то результат вычислений удваивают.
Перед монтажом поребрика выполняют подготовительные мероприятия, которые включают:
- Разметку будущей траншеи с помощью кольев, на которые натягивают нити. Они показывают уровень расположения верхней грани бордюрного камня.
- Подготовку траншеи – вручную или с использованием экскаватора с узким ковшом. Ширина траншеи должна быть немного больше толщины бордюрного камня – на 5-7 см с каждой стороны. Глубина – равна сумме подземной части бортового камня и высоте подготовительного слоя, изготавливаемого несколькими способами.
- Устройство подготовительного слоя.
Варианты изготовления «подушки» под укладку бортового камня:
- Наиболее простой способ – устройство утрамбованного песчаного основания толщиной 30-50 мм. Песок перед трамбовкой смачивают водой. На песчаный слой укладывают мелкофракционный щебень – 30-50 мм. Такой вид основы пригоден для монтажа тонких тротуарных и декоративных бордюрных камней.
- Второй вариант – устройство основания из цементно-песчаного раствора, который укладывают на дно траншеи с выравниванием и уплотнением. На раствор устанавливают бордюрный камень.
- Самой надежной основой является бетонная смесь класса прочности не ниже В15, выкладываемая на песчано-щебневую подушку сплошным слоем или отдельными кучами. Бордюр укладывают на незастывшую бетонную смесь.
Этапы монтажа бордюрных камней:
- Бетонные элементы опускают в траншею на подготовленное основание с помощью специальных клещей. Тяжелые экземпляры массой по 100-120 кг опускают 2-3 человека.
- Для установки камня в требуемое положение по горизонтали и вертикали используют резиновые молотки. Твердый инструмент в данном случае не применяют, потому что он может расколоть бетонный элемент.
- Зазор между камнями оставляют равным 2-3 мм. Впоследствии его заделывают цементным раствором.
- Пространство между камнем и стенкой траншеи заливают бетонной смесью или засыпают мелкофракционным щебнем, а затем проливают жидким цементно-песчаным раствором.
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку
Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик
То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
- Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
- Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
- Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.
Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать,
Преимущества и недостатки бордюрного камня
Основными материалами для изготовления бордюрного камня являются бетон и гранит. У каждого их этих материалов есть свои достоинства и недостатки:
- Достоинство бетонного бордюра в его низкой цене по сравнению с гранитным.
- Гигроскопичность. Для повышения влагоустойчивости в бетон добавляют различные примеси. Но даже с добавками он впитывает до 4% влаги, в то время как у гранита этот показатель составляет не более 0,45%.
- Морозоустойчивость
. При низких температурах впитанная вода превращается в лед и начинает разрывать материал. На бетонном бордюре из-за недостаточной гигроскопичности быстрее появляются трещины, он становится хрупким и начинает разрушаться. Нередко производители бетонного бордюра стремятся увеличить объемы производства, нарушая технологию изготовления. Чтобы не ждать, пока бетонная смесь остынет, ее пропаривают особым методом. Это ведет к снижению морозоустойчивости бетона. Произведенный подобным образом бордюр уже в первый год эксплуатации начинает разрушаться. Через 4−5 лет его придется полностью менять. Гранитный бордюр может прослужитьдо 40 лет и только тогда на нем появятся трещины и сколы. Частая замена бетонного бордюра ведет к дополнительным расходам. В конечном итоге затраченная на него сумма существенно превысит стоимость гранитного бордюра.
- Природный камень выглядит более привлекательно, чем бетон. Со временем бетонный бордюр темнеет и выглядит весьма неприглядно.
Камень бордюрный бортовой дорожный цена
Наименование изделия | Габаритные размеры | Норма загрузки а/м 20 т, шт. | Цена с НДС и руб. |
Длина, см | Ширина, см | Высота, см | |
Камень бортовой дорожный БР 100.30.15 | старая 265,00 новая 235,00 | ||
Дорожный бортовой камень БР 100.45.18 | старая 650,00 новая 580,00 | ||
Камень бортовой дорожный БР 100.30.18 | Бордюрный камень — изделие, отделяющее пешеходную, велосипедную или проезжую часть дороги от газона и прочих элементов ландшафта. Его функции — разделяющая, завершающая оформление ландшафта, эстетическая. С качественным бордюрным камнем кромка долго остается аккуратной и красивой.
Асфальт, тротуарная плитка (читайте о видах тротуарной плитки ), газон, не оформленные с помощью каменного бордюра, постепенно осыпаются, расползаются в стороны, их контуры теряют четкость. Требования, которые предъявляются к элементам бордюра:
Лучший материал для изготовления бордюрного камня — бетон, в состав которого входят цемент, песок, дробленый камень. Согласно назначению, основными видами являются:
Элементы, отделяющие газон, пешеходную зону от проезжей части, подвергаются значительным механическим нагрузкам, поэтому имеют большие габариты, в сравнении с теми, что используются исключительно в пешеходной зоне. Дорожный камень защищает территорию, граничащую с шоссе. Он может иметь как прямую, так и изогнутую, дугообразно форму для оформления криволинейных участков дороги, островков безопасности. Маркировка:
|
Отличие бордюра от поребрика
Для понимания, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части . Так чем отличается поребрик от бордюра?
Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки
Размерами или формой они примерно одинаковые. Технология производства одинаковая, часто производители называют их бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Когда поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. А когда часть блока выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от глубины установки бордюрного блока.
Дорожные бордюры размером 1000х300х150 мм
Бордюры — часть дорожного покрытия и пешеходных дорожек. Они выполняют множество функций: эстетических и практических. Служат ограничителями и несут механическую нагрузку. Наибольшим спросом пользуются элементы размером 1000х300х150. Они почти универсальны в применении: подходят для городских дорог, в парках и на придомовой территории. Цены зависят от параметров и внешнего вида.
Технические характеристики и виды
Основное назначение бордюра 1000х300х150 — отделить проезжую часть от пешеходной зоны или газона. Этот элемент может подвергаться большому давлению при укладке покрытия (плитки или асфальта) и механическим воздействиям от автомобилей, к тому же должен прослужить как минимум 10-15 лет. Поэтому к его качеству предъявляются определенные требования, предусмотренные ГОСТ 6665-91:
- прочность бетона — не ниже М300;
- влагопоглощение — не более 5 %;
- жесткое соответствие геометрической форме и размерам;
- морозостойкость — от F200.
Дорожный бордюр производится из песчано-цементной смеси, нередко с армированием металлическими прутьями или проволокой. В составе может присутствовать гранитная крошка. Стандартный размер: 1000 мм — длина, 300 — высота, 150 — ширина (глубина), вес — 95-100 кг.
Камни изготавливаются по двум технологиям, которые определяют их стоимость:
- Литье — недорогой вариант. Раствор заливают в формы и уплотняют вибрацией. Для большей прочности армируют.
- Вибропрессование — для производства используют увлажненную смесь и воздействуют на нее вибрацией и прессом. Расценки более высокие ввиду затратности.
Бордюрные камни различаются по форме. Выпускаются с прямым, косым или округлым наружным краем, а также особенные — радиальные, для оформления закругленных участков. Геометрия может влиять на цену и вес.
Расценки на материал зависят и от цвета, стандартный вариант — серый. Именно его чаще всего применяют на дорогах. Красный, зеленый, коричневый, желтый, черный получают путем добавления пигмента. За счет окрашивания по всей массе изделия не выцветают, но они дороже. Согласно ГОСТ 6665-91 бордюры 1000х300х150 маркируются БР 100.30.15. Этот код должен присутствовать как минимум на 10 % всех элементов.
Сфера применения
Бордюрный камень размером 1000х300х150 применяется в строительстве дорог и в ландшафтном дизайне. Он призван разграничить территорию на зоны и обеспечить безопасность людей.
Наиболее часто его можно увидеть:
- вдоль пешеходных тротуаров, находящихся вблизи проезжей части;
- в парках, садах и на территории частных домов в качестве опоры для дорожек;
- на островках безопасности и остановках вдоль автомобильных дорог;
- в виде ограждения для больших клумб.
Перед тем как купить поребрик, стоит оценить его внешний вид: крупные трещины и воздушные полости недопустимы.
Функции:
- служит опорой для плитки, асфальта и предотвращает их разрушение по кромке;
- обеспечивает защиту газона от парковки автомобилей;
- повышает уровень безопасности для людей, находящихся на остановках, рядом с дорогой;
- предотвращает съезд автомобилей с полотна в аварийных ситуациях;
- визуально зонирует территорию;
- служит декоративным оформлением.
Бордюрный камень размером 1000х300х150 имеет большой вес и устанавливается в неглубокую траншею. Поэтому способен выдерживать серьезные механические нагрузки и удары.
Расценки
Обозначение (маркировка) | Характеристики | Цена, руб за шт |
БР 100.30.15 | Вес: 95 кг. Цвет: серый.
Форма: стандартная. Марка бетона: М300. |
200-300 |
БР 100.30.15 армированный | Вес: 100 кг. Цвет: серый.
Форма: стандартная. Марка бетона: М300. |
400-450 |
БР 100-30-15 | Цветной | от 320 |
Условные обозначения, их расшифровка
Как было указано выше, ключевым документом, который описывает параметры бордюров, является ГОСТ 6665-91. Согласно ему, существует общепризнанное обозначение камня. Сначала указывают условное обозначение вида изделия, затем – физические параметры (размеры), причем сначала должна быть записана длина, после нее – высота, на последнем месте ставится ширина. Для армированных изделий свойственно добавочное обозначение – класс арматуры, которая используется в качестве каркаса, придает дополнительную жесткость.
Можно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять принцип составления стандартного обозначения бордюрного камня. Причем все размеры указываются в сантиметрах.
Вариант №1 – БР 100.30.18:
- БР – бордюр рядовой (он же прямой);
- 100 – длина;
- 30 – высота;
- 18 – ширина.
Вариант №2 – БК 80.30.15-AV:
- БК – криволинейный;
- 80 – длина;
- 30 – высота;
- 15 – толщина;
- AV – класс арматуры, соответствует А5.
Маркировка бордюра
4.4. Обязательные организационно-технологические правила
1. Железобетонные плиты для сборных покрытий следует изготовлять из тяжелого бетона средней плотности от 2200 до 2500 кг/м3 включительно, классов по прочности на сжатие и марок по прочности на растяжение при изгибе, указанных в ГОСТ 21924.1 -84 и ГОСТ 21924.1 -84.
2. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимаются для плит, предназначенных для постоянных дорог — МРЗ 150 и W 4, а для плит временных дорог — МРЗ 150 и W2, при испытании МРЗ в соляных растворах.
3. Плиты должны иметь правильную геометрическую форму, ровную, чистую, шероховатую рабочую поверхность, обеспечивающую величину коэффициента сцепления не менее 0,5.
4. На плитах не допускаются: поверхностные трещины, расслоение бетона, обнажение арматуры, местные разрушения бетона, вмятины, раковины глубиной более 3 мм.
5. Технологическая последовательность строительства покрытий из железобетонных конструкций состоит из следующих операций: подготовительные работы, возведение земляного полотна, устройство подстилающего слоя, установка бордюрного камня, устройство основания (цементно-песчаная смесь), монтаж покрытия, вибропосадка и заливка швов.
В отдельных проектах предусматривается строительство дренажей мелкого заложения. Технологический процесс устройства дренажа мелкого заложения состоит в следующем: рытье траншеи, устройстве ровика и его уплотнении, усадке трубофильтров, сопряжении их с водоприемниками, заполнении песком траншеи и его уплотнении.
6. Устройство подстилающего слоя можно выполнять по двум вариантам.
Первый вариант: подвозка песка автотранспортом; разравнивание первого слоя песка грейдером или бульдозером; установка рельс-форм; послойное разравнивание и уплотнение песка профилировщиком с поливкой водой.
Второй вариант: подвозка песка автотранспортом; послойное разравнивание грейдером или бульдозером и укатка с поливкой водой.
7. Бордюрные камни устанавливаются бордюроукладчиком, чаще всего вручную с применением приспособлений. По уплотненному песчаному слою устраивают бетонное основание толщиной 10 см, на которое устанавливается бордюрный камень по шнуру, натянутому между металлическими штырями по высоте, соответствующей верхней кромке камней. С двух сторон бордюрного камня устраивают бетонную обойму высотой 10 см в опалубке, затем производится расшивка швов между установленными камнями.
8. Устройство основания (цементно-песчаная смесь) можно выполнять по двум вариантам.
Первый вариант: подвоз сухой смеси; укладка смеси распределителем; планировка и уплотнение смеси профилировщиком.
Второй вариант: подвоз сухой смеси автосамосвалами или автобетоносмесителями; укладка смеси укладчиком на гусеничном ходу; окончательное выравнивание смеси вручную.
9. Монтаж покрытия состоит из подвоза плит автотранспортом и укладки плит автокранами.
10. Вибропосадка плит производится после установки бордюрных камней.
11. Заделка швов между самими плитами и плитами с бордюрным камнем состоит из следующих операций: расчистки плит электрощеткам и или сжатым воздухом от компрессора; заделки швов и монтажных отверстий песчаноцементной смесью; заливки швов мастикой.
12. Устройство тротуаров, садово-парковых пешеходных дорожек и площадок осуществляют с покрытием из сборных квадратных (К), прямоугольных (П), шестиугольных (Ш), фигурных бетонных плит и элементов мощения (Ф), элементов декоративных дорожных (ЭДД).
13. Виды, марки и размеры тротуарных плит представлены в ГОСТ 17608-91.
14. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий тротуаров включает следующие этапы работы: рытье и уплотнение корыта, установку бордюрного камня, устройство подстилающего слоя, устройство основания и покрытия, в том числе заполнение швов.
15. К работам по устройству покрытий дорог из сборных железобетонных конструкций допускаются лица на моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, обученные по утвержденной программе безопасным методам работы и проинструктированные непосредственно на рабочем месте. Проверка знаний проводится ежегодно комиссией, после чего рабочим выдаются удостоверения.
16. За соблюдением правил техники безопасности при строительстве покрытий дорог из сборных железобетонных конструкций несет ответственность главный инженер строительного управления и производитель работ.
17. При производстве работ в зимний период по строительству дорог из сборных железобетонных конструкций следует руководствоваться ВСН 51-96 «Технология строительства городских дорог в зимнее время».
Особенности установки и замены
Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.
Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.
Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.
Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.
С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.