Гост 6665-91 камни бетонные и железобетонные бортовые. технические условия

Блок Б-5, Бордюрный камень бортовой

Блок Б-5 Серия 3.503.1-66, Бордюрный камень бортовой ГОСТ 6665-91
Наименование Размеры (ДхШхВ, мм) Объем, м3 Масса, т Цена за 1 ед. с НДС, руб.
БР 100.20.8 1000х80х200 0,015 0,036 140
БР 100.30.15 1000х150х300 0,041 0,1 245
БР 100.30.18 1000х180х300 0,05 0,12 295
Блок Б-5 (БР 100.45.18) 1000х180х450 0,071 0,175 560

Бордюрный камень предназначен для разделения проезжей части улиц и дорог от газонов, тротуаров, остановок общественного транспорта, различных площадок, для отделения пешеходных тротуаров от газонов, а также для укрепления кромки дорожной одежды. Установка бордюрного камня уменьшает риск размытия обочины дороги и откосов дождем. Важным элементом при монтаже бордюрного камня является подготовка основания, наилучшим материалом для которого является бетон марки М200. Как правило бордюрный камень устанавливают одновременно со строительством основания дорожной одежды. Главное требование, предъявляемое при монтаже бордюрных камней — это соблюдение прямолинейности в плане и в профиле. Необходимо очень ответственно подходить к установке бордюрного камня, ведь его разрушение неминуемо повлечет за собой разрушение самого дорожного полотна, откосов, тротуаров. Именно поэтому установка бортового камня (именно так часто называют бордюрный камень) должна производиться организациями, имеющими соответствующие знания и профессиональные навыки. Сначала происходит подготовка земляного полотна, его выравнивание и уплотнение, затем готовят основание из песка (песчаную подушку), следом с двух сторон монтируют металлическую или деревянную опалубку, готовят бетонное основание и устанавливают бортовой камень. После этого в опалубку засыпают бетон. Конечными шагами являются заделка и затирка швов. Установку бортового камня производят по шнуру, натянутом между металлическими штырями на высоте, которая соответствуюет отметке верхней кромки бортовых камней. Верхняя часть бортового камня должна возвышаться над бровкой покрытия примерно на 15-20 см. Как правило бордюр устанавливается вручную, но с применением специальных приспособлений.

Изготавливаются бортовые камни из мелкозернистого бетона методом сухого вибропрессования, что придает им повышенные характеристики по морозостойкости, водонепроницаемости, влагостойкости, истираемости. Бордюрный камень устойчив ко многим внешним воздействиям, почти любым погодным условиям, дорожным химреагентам.

Бортовой камень подразделяется на несколько основных групп: бордюр дорожный, бордюр магистральный, бордюр садовый или поребрик. Бордюр садовый (поребрик) маркируется БР 100.20.8, как правило используется на пешеходных участках, внутридворовых зонах, в частном загородном строительстве. Садовый бордюр БР 100.20.8 называют поребриком вследствие того, что при установке он как правило возвышается над уровнем мощения. Бордюр дорожный маркируется БР 100.30.15 В процентном соотношении БР 100.30.15 является самым популярным видом бордюрного камня. Бордюр магистральный в свою очередь делится на две подкатегории: бордюр магистральный БР 100.30.18 и бордюр магистральный БР 100.45.18 Первый вид БР 100.30.18 отличается от бордюра дорожного большим размером по ширине и часто используется на различных участках автомагистралей и городов, а бордюр магистральный БР 100.45.18, также изготавливаемый методом вибропрессования, является аналогом Блока Б-5 Серии 3.503.1-66, т.к. полностью копирует его внешние размеры. Блок Б-5 представляет собой основной вид бортового камня, используемого при строительстве федеральных дорог. Отличие Блока Б-5 от магистрального бордюра БР 100.45.18 состоит в наличии монтажных петель.

Высота бордюра по ГОСТу

“Снип” заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : “…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…”

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

“Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…”

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Какие нестандартные размеры бордюрного камня существуют

Нестандартные изделия производятся по разным причинам. Прежде всего, крупногабаритные камни подходят не для всех объектов. На приусадебном участке обычно требуется применять более компактные изделия. Для крупногабаритных недостаточно пространства, кроме того, работать с ними сложнее: требуется специальная техника или несколько помощников. Небольшие камни решают обе проблемы, т. к. легко укладываются самостоятельно. Главное требование – уровень прочности не менее В22,5. Еще один распространенный вариант – типовой, о чем говорит его название (часто используемый). Нужно учитывать, что по желанию заказчика могут быть созданы разные варианты стандарта.

Распространенные изделия для установки на приусадебном и садовом участках:

  • 500*240*35 см (9 кг);
  • 390*190*90 см (масса – 15 кг);
  • 500*200*80 см (вес – 20 кг).

Диапазоны размеров бордюрных камней:

  • длина: 40-80 см;
  • ширина: 3,5-10 см;
  • высота – до 20 см.

Цветной бордюр

Цвет тоже может быть стандартным – чаще всего он серый. Но у разных производителей в линейке продукции есть изделия более ярких цветов: желтый, коричневый, красный и др. Но серый оттенок все равно будет просматриваться.

Садовые бордюры

Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

В чем преимущество садовых бордюров?

Помимо декоративной функции бортовые камни:

  1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
  2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
  3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.

пластиковый садовый бордюр

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

Рисунок 6. Самодельная форма для изготовления бордюрного камня

Для того чтобы при заливке формы бетоном ее не деформировало длинные стороны фиксируют между собой струбцинами

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.

Схема и положение камня при испытании приведены на черт. 1 и в табл. 7.

Р —

контрольная нагрузка.

Черт. 1

Таблица 7

Марка камня Положение камня при испытании l

, мм

а,

мм

БР300.30.15 3000 750
БР300.30.18
БР300.45.18
БР300.60.20
БР600.30.15-A-IV 6000 1500
БР600.30.18-A-IV
БР600.45.18-A-IV (A-V)
БР600.60.20-A-IV (A-V)
БУ 300.30.29 3000 750
БУП300.30.32
БУП300.30.29
БУП300.30.32
БУП600.30.32 6000 1500

Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.

Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.

3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.

При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.

3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0 — ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5 %-ным водным раствором хлорида натрия.

При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5 % и потеря их массы не более чем на 3 %.

3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.

3.5. Удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.

3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.

3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.

3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.

3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.

При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.

3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перпендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.

Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Особенности применения разных видов изделий

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Производственное изготовление

Промышленная технология производства бордюров разделяет блоки из природных камней и бетонные формы. Требования к первому типу регламентируются в ГОСТ 32018–12 . Натуральный камень является отличным материалом, гранитные элементы противостоят влаге, долговечные. Природные бордюры выпускаются с помощью пиления или колются на элементы подходящих размеров. Отделывается продукция полировкой или обжигается на специальном оборудовании. Материал отличается дороговизной и применяется только в значимых объектах дорожного строительства.

ЧИТАТЬ Вид и состав керамзитобетонных стеновых блоков

Бетонные и железобетонные изделия производятся несколькими способами, при этом размеры дорожного бордюра выдерживаются в соответствии с нормативами:

  • литье бетонной смеси в подготовленную гладкую опалубку;
  • изготовление литьевых элементов с вибрационным воздействием;
  • выпуск камней, которые подвергаются вибрации одновременно с прессованием.

Размеры бордюров влияют на состав смеси. Длинные (больше 1 метра) элементы изготавливаются из мелкозернистого песка и заполнителя. Такие камни в некоторых случаях усиливаются арматурой. Армирование обязательно применяется для цельных бордюров длиной от 3 до 6 м, которые выпускаются из тяжелых видов бетона. Чтобы сделать такие ограждения дорог, требуется специальная техника. Вибропрессование относится к передовым методам. Изделия отличаются высокими физическими свойствами, используются для изготовления бордюрных элементов на ответственных скоростных автомагистралях, мостах, трассах междугороднего сообщения. С использованием вибропресса автоматизируется производственный процесс, повышается производительность. К установке подаются составляющие компоненты смеси, а смешивание раствора, прессование, вибрирование и пакетирование производит оператор оборудования в автоматическом режиме.

Последовательность производственных циклов:

  • транспортер загружает в смешивающую емкость предусмотренное программой количество песка, цемента, наполнителя и воды;
  • бетономешалка формирует бетонную смесь в результате вращения;
  • необходимое количество раствора подается в форму;
  • форма подвергается вибрации, и сила давления прессует материал;
  • транспортер переносит формы в камеру, где элементы набирают прочность;
  • автоматический пакетировщик собирает и складывает на поддоны или в пачки готовые изделия.

ЧИТАТЬ Бетон М300: характеристики, состав и приготовление

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра

Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.

  • Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
  • Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
  • В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
  • Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
  • Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)

Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть. Устройство бетонной подушки.  Как приготовить раствор для установки бордюров?  1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды

Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.  Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром

Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Производители

Территории стран СНГ богаты месторождениями гранита самого высокого качества. Многие камни уникальны — по цветовому решению и фактуре они не имеют аналогов в мире. Повышенная прочность объясняется тем, что для России, Белоруссии и Украины характерны значительные колебания температур в разное время года — этот процесс способствует укреплению и закалке породы. По уровню качества российский камень ничуть не уступает граниту, добываемому в Азии и на территории Южной Америки, при этом в стоимости значительно выигрывает. Даже известные своей демпинговой политикой производители из Китая не могут сделать более выгодных ценовых предложений. Про европейские страны можно даже не упоминать — их гранитные бордюры на порядок дороже.

Вся деятельность по добыче и переработке гранита строго регламентирована во всем мире, именно поэтому Россия несколько лет назад приняла новые ГОСТы, в которых повысила требования к качеству камня и уменьшила допустимые погрешности готовых бордюров.

Сегодня отклонения плит по размеру составляют 0,2%. Это чуть ниже европейского уровня (в 0,1%), но в то же время выше китайского. Это создает продукции российского производителя значительное конкурентное преимущество и делает изделия наших предприятий востребованными у отечественного потребителя.

Что касается производителей, то следует отметить тех, что заслужили доверие потребителей. Первые строчки рейтингов занимает «Данила Мастер», «Юрган Строй», известны также среди потребителей «Стройкамень», «Росгранит». Не сдают позиций «Антик Трейд», «Альбион Гранит», «Совелит».

Высота бордюра по ГОСТу

Высота бордюра по ГОСТу является одним из немаловажных факторов в конструкции дорожных и тротуарных покрытий. Установка бордюров производится для укрепления самой дороги, для разделения пешеходных зон и прежде всего для визуального определения проезжей части лицами, которые управляют транспортными средствами.

Строительством, реконструкцией и соблюдением норм возведения занимаются дорожные службы, которые относятся к Администрации населенного пункта, в котором были произведены данные работы. На основании многочисленных жалоб и обращений приняты соответствующие изменения в законодательстве РФ.

В данном документе говорится о всех видах бордюров и областях их применения. В пунктах 4.2.4. и 4.2.5. отмечено то, что высота бордюра по ГОСТу в любой его точке не может превышать 10 сантиметров. Для того чтобы вы могли измерить высоту бордюра по ГОСТу вам понадобится специальная измерительная линейка или специальный уровень. Для точности измерений лучше всего обратиться к услугам специалиста, которые предоставит более точные данные.

Под «Высотой бордюра по ГОСТу» нужно понимать расстояние, которое находится между дорожным покрытием и нижней гранью уровня. Уровень необходимо устанавливать в горизонтальном положении на верхнюю грань камня.

Последствия нарушений норм возведения бордюров

Последствия нарушений установленных параметров для возведения дорожных и тротуарных бордюров могут быть различными. Сюда можно отнести ущерб, причиненный водителю транспортного средства, который в результате парковки повредил свой автомобиль, или же население пенсионного возраста, которые в силу своего возраста и состояния здоровья не могут преодолеть высокий бордюр. Также немаловажную роль данная конструкция играет в жизни мам деток с колясками или велосипедистов. Лица, вынужденные покинуть тротуарную часть, сойдя или съехав на дорогу, автоматически создают аварийную ситуацию. Именно для того, чтобы избежать таких ситуаций, с тротуара сооружаются съезды.

Куда обращаться?

Если же вы понесли определенный ущерб или же пострадали по причине нарушенных норм возведения бордюров, вам необходимо обратиться с жалобой в муниципальный управляющий орган. Если повреждение произошло путем наезда на бордюр, в зависимости от ситуации требуется вызвать сотрудников ГИБДД. Если у вас имеется оформленный полис КАСКО, можно обратиться в страховую компанию для вызова Аварийного комиссара.

В обоих случаях будет проведена проверка и составлен соответствующий акт. Далее с полученными документами, составив жалобу с претензиями, следует обращаться в Администрацию по месту происшествия. При получении вами неудовлетворительного ответа, на законных основаниях следует обратиться в суд с исковым заявлением, на получении компенсации, основываясь на ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ, предоставив также документы, соответствующие причинению вреда. Также потребуется участие независимой экспертизы, без результатов которой может быть непринято ваше обращение. Или же это повлияет на длительность процесса. В результате будет проведены действия на указанном участке дороги, которые проверят соответствие его параметрам ГОСТу. Если же нарушение будет выявлено, организацию, отвечающую за это, обяжут исправить последствия, причиненные ненадлежащим выполнением работ. Вам будет возмещен ущерб, который вы понесли, и бордюр путем реконструкции будет приведен в норму, соответствующую закону.

Законодательство Российской Федерации регулярно вносит поправки и изменения для того, чтобы улучшить ту или иную область действия определенного закона. Но также большую роль играет бдительность граждан, которые заметив те или иные нарушения, должны сообщать о них в соответствующие органы. Только благодаря этому, сложившаяся ситуация в результате каких либо несоответствий может быть исправлена.

Садовые бордюры

Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

В чем преимущество садовых бордюров?

Помимо декоративной функции бортовые камни:

  1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
  2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
  3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.


пластиковый садовый бордюр

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1    бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на авто-мобильныхдорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание — В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2    доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3    грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание — Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4    ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5    фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6    скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении ктыльной грани.

3.7    лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительногоориентированияучастниковдорожного движения.

3.8    торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9    длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10    высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11    ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12    номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание — Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13    фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

  • колотый;
  • пиленый;
  • обожженный;
  • полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный.

    Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.

  2. Магистральный.

    Применяется при прокладке автомобильных дорог.

  3. Тротуарный.

    Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.

  4. Садовый.

    Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик.

    Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.

  2. Газонный блок.

    Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.

  3. Бортовой камень со скошенной стороной.

    Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.

  4. Бордюр радиусной формы.

    С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.

Бордюр радиусной формы

Газонный блок

Бортовой камень со скошенной стороной Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные.

    Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.

  2. Железобетонные.

    Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.

  3. Гранитные.

    Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector