Как подключить компрессор холодильника напрямую без реле
Содержание:
- Электрооборудование холодильника
- Устройство компрессора холодильника
- Подключение компрессора холодильника без реле напрямую
- Замена реле холодильника
- Проверка работоспособности подключенного компрессора, запуск двигателя
- Система No Frost и саморазморозка
- Принцип действия пускозащитного реле
- Выявление возможных неисправностей
- Конденсатор компрессора холодильника
- Что понадобится для проверки компрессора
- Пошаговая инструкция по подключению
Электрооборудование холодильника
Агрегат состоит из множества элементов, взаимосвязь которых способствует охлаждению камер, находящихся во внутренней части. Подробнее о ключевых узлах мы расскажем в таблице ниже.
Таблица 1. Компоненты, которые включает электрическая схема холодильника
Компоненты | Назначение |
---|---|
Электрические нагреватели | Отвечают за подачу тепла в генератор при наличии абсорбционного холодильного оборудования, которое имеет специфическое назначение. Кроме того, эти устройства требуются при наличии автоматической системы удаления льда методом нагревания испарительного элемента. Иногда устройство применяется для предотвращения образования капель воды на проеме агрегата. |
Двигатель | Это устройство приводит компрессор к работе. |
Провода | Соединяют между собой мотор, компрессор и другие компоненты. |
Лапы | Требуются для подсветки холодильника. |
Вентиляторы | Устанавливаются в некоторых моделях при наличии системы принудительной циркуляции воздуха. |
Схема компонентов холодильного оборудования
Холодильное оборудование не функционирует в ручном режиме, и для того, чтобы обеспечить автономную бесперебойную работу агрегата, требуется наличие автоматики. Именно благодаря вспомогательному оборудованию, мы можем изменять параметры, из-за которых температура остается в определенном режиме. К такому оборудованию относят следующие компоненты:
- Реле терморегуляции. Устройства способствуют поддержке оптимальной температуры в камерах агрегата.
- Пусковое реле. Способствует запуску электрического двигателя.
- Реле защиты. Препятствует поломке элементов компрессора в результате высокой нагрузки на электросеть.
- Устройства для автоматического удаления ледяного налета.
Расположение реле
Устройство компрессора холодильника
Фундаментальное физическое правило действует и в быту: тепло передается от тела с большей температурой к менее нагретому. Чтобы происходил обратный процесс, и в бытовом приборе создавался холод, нужно приложить внешнюю энергию в форме механической работы.
Именно по такой схеме действуют холодильные системы. Электричество приводит в действие специальное устройство, которое создает давление и сжимает газообразный хладагент, чтобы перевести его в жидкое состояние. Такой деталью является компрессор, который часто называют «сердцем холодильника». Ведь если он перестает нормально работать, процесс генерации холода невозможен. Помимо компрессионных, известны иные разновидности установок (абсорбционные, термоэлектрические), но в бытовых решениях для дома их не найти.
По конструкции компрессоры чаще всего представляют собой электродвигатель, приводящий в действие одноцилиндровый поршневой насос с клапанным механизмом. Реже встречаются установки линейного типа, где нет вращающихся деталей, а поршень насоса вибрирует от возвратно-поступательных движений сердечника электромагнитной катушки. Однако эти устройства не так распространены, их практически нет на старых моделях холодильников.
Инверторные компрессоры считаются наиболее передовым типом техники, имея ряд заметных преимуществ перед прежними моделями. Их выпускают сегодня ведущие компании отрасли:
- LG;
- Liebherr;
- «Бош»;
- «Индезит».
Однако оборотной стороной оказывается их избыточная сложность, не позволяющая делать диагностику и ремонт системы в домашних условиях своими руками.
Когда сломался холодильник с инверторным компрессором, не стоит пытаться что-то делать с ним самостоятельно, обращайтесь к квалифицированным мастерам в сервис. Если же установка обычного типа с прямым питанием от 220В, есть шанс запустить заклинивший компрессор холодильника, не прибегая к посторонней помощи. Традиционно более пригодна к самодеятельному ремонту техника отечественных марок («Атлант», «Свияга»).
Где находится компрессор
Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами для фреона принято устанавливать на демпфирующих пружинах внутри герметично заваренного металлического кожуха. Эта деталь обычно красится в черный цвет для лучшей теплоотдачи и выглядит как округлый бак с выходящими из него трубками. Размещают его в задней стенке холодильника на металлической раме неподалеку от конденсатора (рассеивающего избыток тепла змеевика из трубок).
Давление внутри запаянного корпуса компрессора при нормальной работе – 10 атмосфер. Электропитание к мотору подается через контакты на наружной стенке бака.
Проверка компрессора на работоспособность
Результат штатной работы компрессора – создание необходимого давления хладагента в системе трубок. Для разных моделей этот показатель варьируется, но принципиально считают, что при выходном давлении меньше 4 атмосфер устройство для эксплуатации непригодно.
Если же целью ремонта будет попытка восстановить нормальную работу холодильника, оценивать состояние компрессора придется по косвенным приметам (шум, вибрация). По отзывам мастеров, две наиболее частые поломки:
- неисправность электрооборудования, в том числе отказ пускозащитного реле;
- заклинивание механической части компрессора (ротора его двигателя либо поршня в цилиндре насоса).
Систему проверяют отдельно на каждую из указанных проблем, чтобы понять, какая именно деталь требует ремонта или замены. Для этого понадобится напрямую запустить компрессор холодильника без реле.
Подключение компрессора холодильника без реле напрямую
В первую очередь прозванивают общий вывод. Затем к нему приставляют клемму, вторую присоединяют к рабочей обмотке
Важно с помощью показателя сопротивления установить, какая из них рабочая. Значение должно быть небольшим, высокое указывает на пусковую обмотку
Необходимо знать, как подключить компрессор от холодильника без реле, иначе узел перегреется и за короткое время выйдет из строя. Следует проверить пробиваемость корпуса, иначе при касании рукой можно ощутить удар током. Для проверки обмотки левую клемму подсоединяют к обмотке на выходе, правую с другой стороны корпуса. Также проверяют и другие клеммы. Если они исправные и не пробивают, то прибор можно использовать. Такой рабочий компрессор надежный и безопасный. Если нет достаточных навыков и знаний, лучше обратиться в сервисный центр, так как специалисты точно знают, как подключить холодильник без реле напрямую.
Неправильные действия приведут к серьезным поломкам.
Замена реле холодильника
Замена реле в холодильнике проводится в сервисном центре или самостоятельно в домашних условиях. Для проведения работы требуется тестер и отвертка, которой выполняется демонтаж элемента.
Снятие реле
Самостоятельно снять устройство можно с учетом нижеприведенных моментов:
- Перед проведением любых работ устройство должно быть отключено от сети, после чего нужно подождать некоторое время для обесточивания всей системы.
- Тип РТП снимается путем простого отсоединения контактов. Реле на холодильник для пуска двигателя часто устанавливается без изоляции контактов, что становится причиной появления окиси на контактах. Поэтому могут возникнуть проблемы с демонтажем.
- Заменить устройство можно с учетом того, каким образом оно крепится. Применяются заклепки, винты и защелки. Выкрутить винты можно отверткой, защелки отжимаются.
Тип применяемого метода крепления во многом зависит от модели холодильника. Заменить механизм можно самостоятельно только путем подбора реле с учетом характеристик оборудования.
Выбор реле
Проведя проверку механизма, часто можно обнаружить, что нужно провести его полную замену. Пусковое реле холодильника выбирается с учетом нижеприведенных моментов:
- Технических характеристик, которые указываются в инструкции по эксплуатации.
- По параметрам установленного двигателя.
- Механизм продается по различной цене: от 500 до 3000 рублей.
Производители указывают то, какие должны устанавливаться механизмы.
Подключение реле
Подключить к компрессору можно самостоятельно. Работа проводится по следующей схеме:
- отключить электроприбор от сети;
- подождать несколько минут для полного обесточивания оборудования;
- открепить шланг водоснабжения от задней стенки и отодвинуть, чтобы случайно не повредить;
- выкрутить крепежные элементы, фиксирующие защитную панель, убрать в сторону;
- старое пусковое реле удалить, если его нет, найти местоположение на компрессоре;
- подсоединить разъем к новому устройству;
- вставить на положенное место;
- подключить провода согласно маркировке;
- зафиксировать пусковой механизм винтами, защелками;
- поставить заднюю панель на место, прикрутить;
- прикрепить шланг водоснабжения, зафиксировать;
- включить в электрическую сеть для проверки.
После этого проводится установка исправного устройства. Сложная схема подключения предусматривает подключение дополнительных проводов, за счет которых осуществляется управление устройством.
Если холодильник работает не стабильно и проверяли реле, есть вероятность выхода из строя одного из важных узлов. Невысокая стоимость механизма позволяет заменить его быстро и без существенных затрат. На момент установки нового устройства нужно быть аккуратным, так как неправильное подключение может привести к неисправности.
Проверка работоспособности подключенного компрессора, запуск двигателя
Исправность компрессора определяют мультиметром . Но прежде чем это делать, нужно удостовериться, что корпус двигателя не пробивает. Если все нормально, то щупы мультиметра поочередно прикладывают к каждому контакту. Если на экране появятся цифры, значит, неисправна обмотка, о работоспособности компрессора можно судить при высвечивании знака «∞».
Для продолжения проверки с компрессора снимают кожух. От контактов отсоединяют проводку. Перекусывают трубки электромотора, которые соединяют его и другие механизмы. Окручивают болты крепления и вынимают компрессор из кожуха. Потом выкручивают винты и измеряют сопротивление между контактами. Для этого прикладывают к выходным контактам щупы тестера. Нормальным считается сопротивление от 25 до 35 ОМ . Это зависит от модели холодильника и электродвигателя. Если показания ниже или выше, компрессор необходимо заменить. Затем проверяют работоспособность манометром.
К нагнетающему штуцеру присоединяют шланг с отводом, двигатель запускают и измеряют давление в компрессоре. Если он исправен, то манометр покажет 6 Атм . Прибор следует тут же отключить, потому что давление будет быстро повышаться и механизм может сломаться. В непригодном для работы компрессоре манометр будет показывать не выше 4 Атм. Его придется убрать и установить новый. Для того чтобы заменить вышедший из строя компрессор требуются определенные навыки, так как это процесс довольно сложный. Лучше всего данную работу поручить профессионалу.
Если давление оказалось в норме, а прибор не включается, возможно, есть проблема в пусковом реле . Может так случиться, что после подключения двигателя от холодильника он не включается. Чаще всего причина в заклинивании. Исправить можно самому при помощи специального устройства с двумя диодами. Его подключают к обмоткам мотора и на несколько секунд подают напряжение. Затем через полминуты процедуру повторяют. Благодаря расклиниванию мотор удается раскачать.
Не во всех случаях определить причину неисправности холодильника можно, тестируя электрические цепи компрессора. Для пуска электродвигателя при применении инверторных устройств понадобится установленный внутри прибора электронный блок. Если такой мотор пытаться принудительно запустить, то может случиться короткое замыкание, и тогда он окончательно выйдет из строя. Правильнее в этих случаях обращаться за помощью в специализированные сервисные центры, где работают опытные мастера и имеется соответствующее оборудование.
Источник
Система No Frost и саморазморозка
Описанные выше холодильники имеют капельную систему разморозки. Это значит, что холодильной камере установлен “плачущий” испаритель: в период простоя компрессора иней на нём тает естественным образом, потому как температура в камере плюсовая.
Образовавшаяся вода стекает по специальным желобам через трубочку в контейнер, расположенный над мотором или возле него. Позже работающий мотор сильно нагревается, и вода испаряется. Морозилка при такой системе самостоятельно не оттаивает никогда, к тому же иней образуется не только на стенках камеры, но и на продуктах.
Холодильники No Frost не нуждаются в разморозке, инея в их камерах, даже в морозилке, вы не увидите. Характерная особенность таких моделей – наличие вентилятора, который распределяет холодный воздух от испарителя по камерам.
В холодильниках No Frost присутствуют стандартные пуско-защитные реле, усовершенствованное термореле, а также вентилятор и нагревательные элементы для автоматической оттайки
Сам охлаждающий змеевик в таких моделях выглядит не как привычная сплошная металлическая пластина, а как автомобильный радиатор или змеевик конденсатора сзади старых холодильников.
В общей схеме работы холодильника новые элементы ведут себя следующим образом:
- вентилятор или турбина запускается вместе с компрессором и равномерно распределяет холодный воздух по камерам;
- когда термореле размыкает контакты, питающие двигатель в связи с достижением заданной температуры, одновременно отключается и вентилятор;
- раз в 8 – 16 часов термореле включает нагревательный элемент. Это электрический мат или провод, нагревающий змеевик испарителя для удаления с него инея. Теплый воздух не попадает в камеры холодильника, поскольку испаритель скрыт, а вентилятор отключен;
- когда весь иней оттаял, переключатель компенсации температуры отключает подогрев;
- дополнительно термостат может управлять заслонкой, регулирующей подачу холодного воздуха в основную камеру по каналам.
Разморозка таких холодильников похожа на “плачущий” испаритель лишь в одном: образовавшаяся вода также стекает по каналам в емкость около мотора.
Испаритель и вентилятор могут быть скрыты в перегородке между камерами, а для регулировки температуры служат разное количество воздуховодов и подвижные заслонки в них
Описанная выше схема – наиболее примитивная. Большинство современных моделей управляются централизованно, с электронной платы.
Основной недостаток холодильников No Frost – пересыхание продуктов из-за постоянной циркуляции воздуха. Всё приходится хранить в контейнерах с плотными крышками или заворачивать в плёнку.
Оригинальное решение проблемы предлагает Electrolux в системе Frost Free. В этих агрегатах морозилка работает по системе No Frost, а в камере с плюсовой температурой установлен классический, “плачущий” испаритель. Электрическая схема в целом идентична стандартным системам “без инея”.
Принцип действия пускозащитного реле
Схема холодильника и реле (система реле-компрессор)
Мы будем рассматривать установку компрессора на примере холодильников Атлант, однако адаптировать ее и применить на другом типе холодильников, проблем не составит.
Принцип действия достаточно прост, он широко применяется во многих устройствах, содержащих электродвигатель. Двигатель вращает коленвал, который располагается внутри корпуса. С каждым оборотом поршня приводится в движение поршень; получаются вращательно-поступательные движения. Это и заставляет газ проходить через клапан всасывания, после чего попадать в холодильную камеру.
Задача компоненты в том, чтобы запустить двигатель, благодаря которому и работает компрессор. Чтобы правильно подключить, следует сперва понять из чего узел состоит.
Пускозащитное реле состоит из таких компонентов как недвижимые и движимые контакты, сердечник и его штоки, нагревательные элементы и контакты.
Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить работу пускового механизма.
Реле – основа, благодаря которой запускается мотор; именно это устройство выключает его в нужные моменты. Таким образом, оно «спасает» двигатель от перегрузок, заставляет его работать в более щадящем режиме, продлевая срок службы в десятки, а иногда даже в сотни раз.
Алгоритм подключения к компрессору
Прежде, чем приступить к работе, советуем детально изучить схему подключения компрессора.
Устройство пускового реле
Для того, чтобы произвести замену (установку) компрессора нам понадобится тестер (мультиметр), компрессор и, конечно же, пусковое реле
Важно помнить, что запустить компрессор без прибора можно, однако это делается только ради проверки двигателя, в диагностических целях. Если вы хотите установить мотор, чтобы получить работающий полноценный холодильник, всегда следует подключать реле
Мультиметр следует выставить на килоомы (или Омы), после чего замерить сопротивление между обмотками конденсатора. Рабочей обмоткой будет то место, где сопротивление минимально. Именно это место следует подключать к сети 220 Вольт через реле.
Получаем реле, к которому подключено 4 провода: 2 идут от конденсатора, 2 непосредственно от вилки. После этого реле подключается к мотору и вилка включается в розетку.
Это позволяет протестировать компрессор: после подключения к сети, в одну трубку воздух должен всасываться, из другой, наоборот, выдуваться.
Часто так случается, что после подключения, двигатель не работает. Причиной, почти всегда, является клин. Чтобы избежать ее, бежать в сервис вовсе необязательно, можно произвести расклинивание самостоятельно.
Вам понадобится специальное устройство, которое состоит из двух диодов. Устройство нужно подключить к обмоткам мотора и дать кратковременное напряжение на несколько секунд. После этого, спустя 30 секунд повторить процедуру. Расклинивание происходит благодаря «раскачиванию» мотора – с частотой 50 Гц вал двигается в обе стороны, такие вибрации купируют клин полностью.
Конструкция пускозащитного реле. Разница в местоположении разных типов
Пускозащитное реле состоит из следующих компонент:
- недвижимые контакты;
- движущиеся (динамические) контакты;
- штоки сердечников;
- сердечник;
- биметаллическая пластина и ее нагревательный элемент;
- контакты.
Чтобы установка мотора прошла корректно, следует тщательно изучить строение и принцип работы. Иначе процедура запуска компрессора может не увенчаться успехом.
Выявление возможных неисправностей
Учитывая незначительное количество элементов реле, можно последовательно проверить их на работоспособность. Для этого понадобится плоская отвертка и мультиметр.
№ 1 — неполадки при работе реле
С конструктивных позиций, реле с катушкой является устройством с нормально разомкнутыми контактами, а позисторный вариант – с нормально замкнутыми контактами. Хотя и в том и в другом случае возможны варианты, когда при старте будет отсутствовать подача тока на пусковую обмотку или, наоборот, не сработает ее отключение.
Если компрессор исправен, но не включается по команде, поданной с блока управления холодильником, то это сигнализирует об отсутствие напряжения на пусковой обмотке статора.
Причиной этого может быть:
- разрыв электрической цепи;
- проблема контактной планки;
- перегрев позистора;
- срабатывание системы электрической защиты и ее невозврат в нормальное положение.
Если холодильник включается на 5-20 секунд, а потом отключается, то чаще всего это является следствием срабатывания защитного механизма реле.
Причины могут быть следующие:
- защитный механизм исправен, а срабатывание происходит по причине проблем в рабочей обмотке двигателя;
- защитный механизм исправен, но в реле не происходит размыкание контактов в цепи стартовой обмотки;
- защитный механизм неисправен, происходит ложное срабатывание при незначительном нагреве.
Так как причин неисправности может быть несколько, то необходимо провести полную диагностику пускозащитного реле холодильника.
№2 — неисправности контактов электроцепи
Неисправность пускозащитного реле можно выявить с помощью мультиметра.
Для этого необходимо прозвонить три участка электрической цепи:
- Если на участке от входа до выхода на рабочую обмотку есть обрыв, то необходимо проверить место размыкания контактов защитным механизмом. Возможно, что он сработал и не вернулся в исходное состояние или окислились размыкаемые контакты.
- Если нет контакта на участке от входа до выхода на пусковую обмотку, то помимо банального разрыва токопроводящей жилы возможны два варианта: размыкание цепи защитным механизмом или отсутствие контакта через планку.
- Обрыв на прямом (нулевом) участке означает механическое повреждение цепи – его легче всего найти и исправить.
Если работа реле основана на использовании индукционной катушки, то необходимо принудительно поднять планку – иначе контакта не будет.
№3 — некорректная работа позистора
Чтобы убедиться в том, что позистор работает исправно, необходимо проверить его в холодном и нагретом состоянии.
В первую очередь надо подождать, когда позистор остынет (достаточно 2-3 минуты в неработающем состоянии) и прозвонить его с помощью мультиметра. В случае отсутствия тока или регистрации большого сопротивления, позистор неисправен и его нужно заменить.
Для проверки способности разъединения, нужно подключить к позистору потребителя электроэнергии, например, стоваттную лампу накаливания. Для этого нужна электрическая вилка с двумя клеммами, которые подсоединяют на вход в устройство. Провода от лампы подсоединяют к разъемам, ведущим на ноль и пусковую обмотку.
При включении вилки в розетку лампочка загорится. Так как номинал проходящего тока в эксперименте значительно меньше, чем при пуске компрессора, то позистор будет долго нагреваться – для стоваттной лампы время реагирования составит 20-40 секунд.
Если через некоторое время лампочка погаснет, то устройство исправно. Если потребитель не будет обесточен, то это означает, что позистор нерабочий. В домашних условиях его ремонт невозможен, стоит он недорого, поэтому необходимо приобрести аналогичный по параметрам элемент.
№4 — проблемы с контактной планкой
Существует два типа проблем с контактной планкой:
- не происходит пропуск тока при замыкании контактов;
- планка залипает и не опускается.
Первая проблема может возникнуть по причине окисления контактов. В этом случае необходимо их зачистить наждачной бумагой. Также причиной может быть искривление положения планки, тогда необходимо установить ее горизонтально.
Более сложная проблема – место сочленения планки и штыря, на который воздействует магнитное поле соленоида. Решение проблемы здесь индивидуальное и зависит от типа неисправности.
Конденсатор компрессора холодильника
Функция пускового конденсатора холодильника
Конденсатор — это элемент, который хранит электрический заряд, а затем выпускает его. Конденсаторы используются для запуска работы электродвигателей на охлаждающей и нагревательной бытовой технике. Конденсатор — важный элемент компрессора холодильника.
Если двигатель не запускается или нестабильно работает, есть повод проверить исправность конденсатора. Следуйте указанным в статье инструкциям, только если имеете опыт обслуживания бытовых электроприборов.
Мы не гарантируем успешного результата диагностики и настоятельно рекомендуем вызвать мастера по ремонту холодильников на дом.
Необходимость замены конденсатора компрессора холодильника
Исправный пусковой конденсатор выглядит так:
Начнем диагностику с визуального осмотра. О капитальной проблеме будет говорить деформация конденсатора или следы утечки. Заметили, что конденсатор вспучило — замените его.
Если видимых признаков повреждения конденсатора нет, его нужно проверить. Расскажем о двух методах проверки — с помощью аналогового омметра и с помощью цифрового тестера.
Проверка пускового конденсатора омметром
Первый способ поможет понять, способен ли конденсатор хранить, а затем отдавать электрический заряд. Диагностика может быть выполнена с использованием аналогового омметра.
Перед работой с конденсатором вы должны снять потенциально сохраненный заряд, чтобы избежать травм. Сделайте это, замкнув отверткой с изолированной ручкой все контакты конденсатора. Будьте осторожны — не касайтесь металлической части отвертки!
Приступаем к диагностике.
Установите селектор омметра на измерение сопротивления 1000 Ом или выше. При необходимости калибровки прибора замкните щупы друг с другом и выставьте стрелку на ноль. Чтобы проверить конденсатор, прикоснитесь щупом к одной из клемм, вторым щупом коснитесь второго контакта.
Стрелка омметра должна отклониться в сторону нуля Ом и потом вернуться к бесконечному сопротивлению. Поменяйте щупы местами — вы должны увидеть такой же результат. Если стрелка не двигается или остается около нуля, то конденсатор сломан.
Чтобы проверить двойной конденсатор, проведите измерение между общим контактом и каждым из других контактов. Общий контакт обозначается буквой C, другие контакты маркируются надписями FAN, HERM или COM.
Чтобы проверить цепь FAN, один щуп присоедините к общей клемме, а второй — к разъему FAN. Стрелка, как и пре проверки одинарного конденсатора, должна отклониться в сторону нуля и вернуться к бесконечному сопротивлению. Таким же способом проверьте цепи HERM илиCOM.
Проверка при коротком замыкании конденсатора компрессора холодильника
Продолжаем пользоваться стандартным тестером. Один щуп поместите на контакт, второй — на корпус. Повторите процедуру со вторым контактом. Если прибор покажет сопротивление, налицо короткое замыкание на корпус. Замените конденсатор.
Диагностика конденсатора двигателя по параметру электрической емкости
Пусковой конденсатор холодильника обязательно имеет электрическую емкость. Емкость конденсатора — это тот «объем» энергии, который он способен накопить и пропустить. Проверить исправность элемента можно через измерение электрической емкости в микрофарадах.
Убедитесь, что ваш мультиметр оснащен функцией проверки конденсаторов путем замера мкФ.
На конденсаторах указывается емкость в мкФ — международное обозначение µF или MFD. Найдите этот показатель и выставите соответствующий диапазон на мультиметре.
Разместите щупы на контактах и нажмите кнопку, чтобы увидеть значение в мкФ. Показания должны быть приближены к данным, указанным на маркировке.
Двойные конденсаторы имеют два значения мкФ. Большая величина — показатель для контакта HERM или COM, меньшая — для FAN. Проведите диагностику каждой цепи. Показания должны быть близки к маркировке. Если на мультиметре низкое значение емкости, замените конденсатор.
Что понадобится для проверки компрессора
Как проверить, рабочий или нет компрессор холодильника? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам придется сначала подготовить следующий комплект приборов и инструментов:
- набор отверток с различными профилями или шуруповерт с комплектом насадок;
- гаечные ключи номиналами 8, 10 и 12 мм (соответствующие насадки шуруповерта);
- кусачки-бокорезы, плоскогубцы;
- манометр лабораторный универсального типа;
- мегаомметр, мультиметр (тестер);
- 2-3 проводниковых перемычки с зажимами типа «крокодил»;
- изолента, резиновые или виниловые заглушки;
- средства индивидуальной защиты при работе с вредными веществами.
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром
Для проверки состояния изоляционных материалов токопроводящих жил обычный тестер не пригоден. Для этих целей служит специальный прибор — мегаомметр. Такой прибор способен определить сопротивление больших параметров.
Источником питания в таких приборах служит генератор переменного тока с ручным приводом или специальный преобразователь. В отличие от обычных омметров на выходе мегаомметра в зависимости от модификации прибора или предела измерения создается напряжение 100, 500, 1000 или 2500 вольт.
Как известно, изоляционные материалы обладают некоторой токопроводимостью. Поэтому под воздействием высокого напряжения через изоляцию проходит ток утечки, значение которого определяет ее сопротивление. На основании полученных показателей определяют степень износа или, наоборот, пригодности изоляционного материала.
Описанные виды работ производятся в исключительных случаях. В обмотках статоров электрических двигателей чаще всего используется медный провод, покрытый специальным изоляционным лаком. В случае пробоя такого провода потребуется полная перемотка индукционной катушки. Это возможно сделать и в домашних условиях, но при наличии необходимого оборудования, расходных материалов и, конечно, опыта в производстве подобных работ.
Проверяем компрессор мультиметром (тестером)
Между тем обычный мультиметр позволяет определить (или, как говорят, «прозвонить») электрические цепи любого бытового прибора на предмет их пригодности. Работоспособность холодильника во многом зависит от целостности его электрооборудования.
Для проверки компрессора даже не всегда необходим его полный демонтаж. Достаточно выдвинуть холодильник. Встречаются модели, у которых доступ к месту крепления пускового реле затруднен. В подобных случаях придется обеспечить наклон холодильника вперед с опорой на мягкую, но надежную подставку. Или все-таки демонтировать компрессор.
Добравшись до реле, снимаем его, выкрутив предварительно крепежные винты. Затем мультиметром проверяем сопротивление между контактами электромотора. Вначале между двумя нижними контактами (примерно равно 30 Ом), затем между верхним и нижним левым (20 Ом) и между верхним и нижним правым (15 Ом). Приведенные значения приближены к номиналам большинства моделей бытовых холодильников. В исключительных случаях рекомендуется пользоваться адресными источниками. Для некоторых моделей холодильников сопротивление обмоток может иметь индивидуальное значение.
Как отмечалось выше, любые расхождения в значениях контрольных замеров сигнализируют о выходе того или иного узла из строя. Конечно, такие детали, как реле или питающий кабель, легко заменимы и недорого стоят. Поломка компрессора – более накладное событие. Здесь решение принимается сугубо индивидуально.
Если ваших технических способностей достаточно, чтобы выполнить ремонт своими руками, смело приступайте к делу и получите очевидную выгоду. В противном случае обращайтесь в ближайший техсервис, соответствующий вашей модели холодильника. Но уже будучи вооруженным знанием причины поломки изделия.
Пошаговая инструкция по подключению
При старте компрессора нагрузка осуществляется на пусковую обмотку. Для дальнейшей работы происходит переключение на рабочую. Во время действия основной обмотки снижено энергопотребление, а пусковая нужна, чтобы выдержать повышенную мощность. Помимо электродвигателя, в конструкции компрессора предусмотрены дополнительные реле. Они расположены на внешней стороне компрессора и нужны для поддержания нужного температурного режима.
Стандартное подключение по заводской схеме предусматривает использование кабеля со стандартной вилкой. После ее включения в розетку ток по проводам поступает на корпус реле. Реле необходимо, чтобы отрегулировать конфликт полярности соединений, поскольку работа компрессора осуществляется на переменном токе.
Если один из компонентов схемы неисправен, мотор не заработает. Дальнейшая диагностика предусматривает проверку компонентов в цепи питания путем их исключения из работы. При неисправности приборов такая проверка диагностирует поломку в одном из компонентов компрессора.