Как правильно прозвонить проводку в автомобиле мультиметром

Почему режим называется «прозвонка»

Проверить целостность цепи можно было и раньше, используя режим замера сопротивления – омметра. Главное же отличие прозвонки в том, что при замерах, если электрическая связь есть между тестируемыми участками то, дополнительно к показаниям на экране, раздаётся звуковой сигнал – зуммер, от сюда и возник термин прозвонка или прозвон.

Этот звуковой сигнал значительно ускоряет процесс проверки, вам не приходится отвлекаться, смотреть на экран, да и не всегда это удобно, а услышав зуммер (либо не услышав) вы уже знаете результат. Особенно это полезно при массовых замерах, например, при поиске в пучке проводов одного определенного.

VoltLand.ru

Ситуации, когда в доме ломается что-либо, связанное с электричеством, довольно распространены. Например, не работает розетка или выключатель, перегорела лампочка, и так далее. Если вы предпочитаете все ремонтные работы выполнять самостоятельно, обзаведитесь специальным прибором – мультиметром.

Таким универсальным тестером можно прозвонить практически любое устройство: обычную лампочку, светодиод, различные провода и шнуры, выключатель, а также многое другое. Кроме этого, при помощи этого устройства можно легко определить целостность проводов и найти обрыв в скрытой электропроводке .

Сегодня мы рассмотрим основные методы работы с тестером, а также нюансы прозвонки некоторых электротехнических устройств.

Что показывает мультиметр при обрыве провода

Если во время прозвонки обнаружилось, что звукового сигнала нет, а на дисплее стоит «1», это говорит о том, что нет замкнутой цепи. Единица указывает на сопротивление, которое прибор не может определить, то есть оно слишком большое.

Прежде чем делать какой-то вывод, необходимо проделать следующие операции:

  • проверить работоспособность прибора;
  • убедиться, что провода не имеют изоляции;
  • убедиться, что проверяется один и тот же проводник.

Иногда даже при исправной батарее прибор не работает. Причиной тому чаще всего становятся неисправные провода щупа или его контакты. Для проверки щупа можно использовать любой провод небольшой длины.

Концы зачищают от изоляции, один из них вставляется в одно гнездо прибора, другой в другое. Таким образом, получается перемычка. Если прибор заработал – неисправен один или оба щупа.

Замасленные, загрязненные провода, по сути, являются изолированными, так как испытательное напряжение мало. Иногда можно перепутать провода и произвести замер на разных жилах. Решение – переставить один из щупов на другой провод.

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверить реле на работоспособность мультиметром, нужно понять, что вообще предстоит проверять. Для этого стоит воспользоваться даташитом (datasheet).

Они ищутся по маркировке на корпусе. Просто «забейте» в поисковик значение и найдете необходимый документ.

Иногда схема реле нанесена прямо на корпус, что удобнее. Гуглить в этом случае ничего не понадобится.

А как проверить твердотельное реле мультиметром, если ни даташитов, ни схемы нет? Придется визуально определять необходимые контакты:

Осмотр. Обычно управляющие контакты чуть светлее остальных, по этому маркеру можно сориентироваться. На схеме контакты выглядят так.

Изучение платы. Если реле впаяно, то можно найти на текстолите питающие дорожки. К тому же нередко производитель подписывает контакты.

Поиск схемы платы. Еще вариант – поискать эту плату с разбором комплектующих. В структурных схемах компоненты могут быть подписаны.

Что такое реле и как определить его контакты – понятно, осталось подготовить мультиметр. Единственное, что потребуется – проверка батарейки.

Она должна быть хорошо заряжена, иначе тестер «начнет врать».

Тестер для прозвонки электрических цепей

На рынке большое разнообразие тестеров для прозвонки проводов и кабелей. Различие тестера от мультиметра заключается в том, что функционал у него по скромнее.

Основное предназначение — это вызванивание проводов и проверка напряжения. Поэтому многие виды тестеров являются не только прозвонкой, но и как индикатор напряжения.

Вполне естественно, что в каждом таком устройстве имеются батарейки для индикации и сигнала, которых по мере эксплуатации или времени нужно заменять.

Простую прозвонку можно изготовить самому в домашних условиях. Для этого нужно взять батарейку на 4,5 В, лампочку на 3,5 и кусок провода. Схема соединения самая простая.

Посмотрите видео о том, как пользоваться самой простой прозвонкой для электрических цепей.

Заключение

Вы узнали, что нужно, чтобы отыскать неисправность в электрических цепях, проверить целостность проводов. Конечно это не решит больших задач, если возникли более сложные проблемы.

Для этого придется использовать более сложную аппаратуру и без специалиста не обойтись. В следующих статьях мы постараемся раскрыть другие вопросы, не менее актуальные.

Неисправности проводки автомобиля приводят к серьезным проблемам при эксплуатации машины – от некорректной работы датчиков и устройств, бортового компьютера и автоматики до полного выхода из строя дорогостоящего электрооборудования. Помните, что короткое замыкание цепей бортовой сети может привести к возгоранию автомобиля. Поэтому неисправности электрооборудования и электрики следует устранять сразу же при их обнаружении – не стоит откладывать ремонтные работы «в долгий ящик».

Выполнить ремонт электропроводки автомобилей можно как самостоятельно, так и в автосервисе. Основная трудность заключается в поиске неисправностей – обрывов, вышедших из строя реле, предохранителей и блоков, поломок отдельных элементов и устройств автоэлектрики.

Как прозвонить диод и светодиод

Диод может пропускать ток только в одном направлении, и эта особенность становится главным критерием при проверке его целостности. Чтобы проверить это, мультиметр должен работать в специальном режиме, в котором проверяются диоды.

Для проверки обычного, не светодиода, щупы надо расставить по его концам — на катод и анод

Неважно, какие щупы к чему (аноду или катоду) подключать. Просто нужно подключить их раз, а после этого переключить, поменяв места

И сравнить показатели. В одном из случаев мультиметр должен измерить напряжение и показать его, а в другом на экране будет только единичка. По идее, красный щуп должен быть у анода, а чёрный — у катода, чтобы получить значение напряжения.

Здесь щупы также подключаются к аноду и катоду, меняются местами, а потом сверяются значения. Если напряжение сначала есть, а потом — нет, значит, устройство исправно. Правда, когда в одном из случаев светодиод засветился, а в другом — нет, из этого уже легко сделать вывод.

Прозвонка светодиода

Мультиметром также можно проверить светодиод на работоспособность. При работе следует знать два главных фактора, которыми светодиод отличается от обычного диода:

  1. В обычных диодах прямое напряжение составляет 0,6–0,7V. Светодиод имеет этот показатель в пределах 1,5–3,5V, все зависит от цвета;
  2. Еще одним отличием является наличие низкого обратного напряжения, которым обладает светодиод. Эта особенность приводит к тому, что светодиод часто выходит из строя при неправильном подключении.

Важно! Выводной светодиод имеет ножку анода длиннее вывода контакта катода. В случае если светодиод смонтирован на плату, определить полярность еще проще: она отображается на контактных площадках

Теперь рассмотрим порядок действий, чтобы прозвонить светодиод тестером и убедиться, что он работоспособен:

  • Для этого включаем тестер в положение проверки диодов;
  • Красный щуп подносим к аноду (плюс на плате), а черный – к катоду (минус).

Исправный светодиод должен засветиться. При перепутывании контактов вероятность выхода светодиода из строя очень мала: мощность мультиметра минимальна.

Если в тестере есть вывод для прозвонки транзисторов, его можно использовать, чтобы проверить выводной светодиод на работоспособность. Для этого нужно просто вставить анод и катод в соответствующие разъемы. Для секции PNP катод вставляется в коллектор (C), а анод подключается к эмиттеру (E). При включении в секцию NPN, полярность подключения меняется прямо противоположно.

Прозваниваем проводку

Инструменты для прозвонки

Мультиметр для прозвонки

Чаще всего прозвонка производится мультиметром – специальным прибором, предназначенным для регистрации различных параметров электрического соединения (силы тока, напряжения, сопротивления и т.д.).

Простой мультиметр стоит недорого, и потому вполне заслуживает занять постоянное место в вашем наборе инструментов.

Мультиметр, установленный в режим прозвонки (чаще всего обозначается соответствующим значком) поможет вам, если необходимо:

  • Проверить наличие контакта
  • Проверить целостность электрической цепи
  • Проверить работу выключателя или розетки
  • Разобраться, какой из пучка кабелей (очень распространенная в наших квартирах ситуация) куда подключен.

Мультиметры бывают цифровые и аналоговые, однако принцип их работы остается неизменным.

Как пользоваться мультиметром для прозвонки проводки — мы расскажем в следующем разделе.

Прозвонка с помощью мультиметра

Прозванивая проводку с помощью мультиметра, выполняем следующие операции:

Устанавливаем на мультиметре режим прозвонки – чаще всего он отмечен светодиодом.

Затем переходим к месту прозвона проводки – распределительной коробке. Там, как правило, перед нами предстает пучок немаркированных проводов.
Находим фазу – включив автомат, проверяем все провода с помощью индикаторной отвертки. Найденный провод маркируем с помощью изоляционной ленты или ленты для оклейки окон.

  • Далее ищем ноль. Включаем мультиметр на измерение напряжения (если нам нужно найти 220В, ставим больше – у ряда моделей это 600 В). Затем одним щупом мультиметра касаемся фазы, а другим поочередно тестируем провода. Как только на мультиметре появится искомые 220В – нужный нам провод найден. Маркируем и его.
  • Проверяем другие пары проводов по этому же принципу, и точно так же маркируем их.

С помощью мультиметра можно не только прозвонить проводку в распределительной коробке, но и проверить, нет ли разрыва в проводе (например, в кабеле питания).

Проверка целостности проводника

Проверку целостности проводника выполняем так:

  • Отсоединяем проводник от источников тока. Если проводник представляет собой многожильный кабель – то делаем это для всех входящих в него проводов.
  • Включаем мультиметр либо в режим прозвонки, либо – в режим измерения сопротивления на самом грубом пределе.
  • Соединяем щупы мультиметра: на дисплее должны появиться нули, а в режиме прозвона со звуковым сопровождением прибор издаст писк.
  • Разомкнутые щупы мультиметра присоединяем к проводнику. Целый проводник показывает нулевое сопротивление.
  • Для многожильного кабеля процедура проверки та же, но предварительно необходимо промаркировать соответствующие жилы (если они не отличаются цветом изоляции).

Если после проверки нарушений целостности кабеля не выявлено – значит, неисправность следует искать в другом месте.

Прозвонка проводов в квартире, поиск нарушения целостности кабеля или короткого замыкания вполне могут быть выполнены самостоятельно. И все же, напоминаем еще раз – даже если вы опытный специалист-электрик, не забывайте о правилах техники безопасности!

Мультиметр для прозвонки проводов

Что нужно знать о данном приборе? Во-первых, стоит отметить ценовое разнообразие и доступность. Даже недорогие мультиметры способны безупречно справиться со множеством поставленных задач, в том числе, и с прозвонкой проводов.

Рассмотрим более детально типичный бюджетный вариант. Ознакомимся с конструкцией, компоновкой и определим его функционал.

Как видно типовой прибор имеет цифровой дисплей, органы управления и гнезда для подключения щупов. Расшифруем основные режимы мультиметра:

  • OFF – прибор выключен (на некоторых приборах для этого есть специальная кнопка).
  • ACV (может обозначаться V

) – измерение переменного напряжения.

DCV (может обозначаться V … ) – измерение постоянного напряжения.
ACA (может обозначаться A

) – измерение переменного тока.

DCA (может обозначаться A … ) – измерение постоянного тока.
Ω — измерение сопротивления.
hFE – измерение параметров транзисторов.
->Ι- – проверка проводимости (прозвонка цепи).

Гнезда для подключения щупов маркируются следующим образом:

  • COM(-) – общее гнездо для подключения черного провода.
  • VΩmA(+) – гнездо для подключения красного провода.
  • 10A … MAX – гнездо для подключения красного провода при измерении постоянного тока, максимальное значение которого не превышает 10 Ампер.

В рамках рассматриваемого вопроса будут рассмотрены только два режима мультиметра:

Режим измерение сопротивления.
Режим проверки проводимости (прозвонка).
Наличие звукового сопровождения при проверке проводимости.

Проверка на целостность (поиск нужного проводника)

Для проверки целостности электропроводки или поиска одной жилы в составе многожильного кабеля вполне достаточно цифрового тестера, включённого в режиме измерения сопротивления. При проведении такой операции необходимо создать замкнутую цепочку, состоящую из непосредственно из мультиметра (тестера), пары измерительных «концов» и самого проверяемого проводника.

При этом по тестируемому участку пропускается небольшой по величине электрический ток, а мультиметр определяет величину его внутреннего сопротивления. Это еще не прозвонка, но довольно удобный способ.

В процессе такой проверки по показаниям дисплея мультиметра можно будет судить о целостности или обрыве в проверяемом участке цепи или проводнике. Нулевые или близкие к нескольким Омам показания означают, что проводка не имеет обрыва; при этом выдаваемый прибором электрический ток свободно через неё протекать.

Также возможен вариант, когда при проверке обнаруживается, что прибор индицирует показания в районе мегаом, а при контрольной прозвонке не выдаёт звукового сигнала. Это означает, что на участке проводки имеется не определяемый визуально внутренний обрыв.

По сути позвонка – это определение мультиметром, есть контакт между проводами, или его нет. Мультиметр выдает небольшой ток, и если цепь целая, то фиксируется напряжение, в результате раздается звуковой сигнал – звонок, а на дисплее мультиметра высвечиваются нули. Прозвонкой проверяют предохранители, лампочки, провода, целостность схем.

Значение сопротивления определяется общей длиной проверяемого мультиметром кабельного изделия. Одновременно с этим между всеми входящими в состав многожильного кабеля и расположенными рядом проводниками контакт должен отсутствовать, что и проверяет прозвонка.

Sn00pi › Блог › Как проверить ВВ провода? Поиск неисправностей.

Как проверить высоковольтные провода зажигания?

Автомобильные высоковольтные (ВВ) провода играют важную роль для ДВС, поскольку с их помощью происходит передача высокого тока от катушки зажигания на свечи зажигания. От исправности и эффективности проводов зависит своевременность и интенсивность воспламенения топливно-воздушной смеси, а значит — правильная и бесперебойная работа двигателя. Несмотря на свою простоту, провода имеют множество различных «болячек» и могут доставить кучу неприятностей своему владельцу, которые так или иначе отразятся его на нервах и кармане.

Неисправности высоковольтных проводов (распространенные болячки):

Как правило, неисправность сводится к тому, что ток либо вовсе не поступает на свечу, либо поступает, но в ограниченном количестве. Происходить это может по следующим причинам: — Произошел разрыв токопроводящей жилы, по которой идет импульс. — Есть утечка тока, то есть изоляция повреждена и ток бьет на сторону. — Сопротивление превышает допустимое значение. — Проблемы в контактах (со свечой или катушкой зажигания).

В случае разрыва токопроводящей жилы возникает эффект внутренней искры, другими словами — образуется электрический разряд между концами разорванного провода, которое снижает напряжение и становится причиной электромагнитного паразитического импульса. Этот импульс, в свою очередь, негативно влияет на правильность работы многих датчиков автомобиля. Один такой поврежденный высоковольтный провод может стать причиной вибрации и перебоев в работе двигателя. Из-за поврежденного высоковольтного провода воспламенение в цилиндре происходит с опозданием или через раз, в итоге нарушается синхронная работа цилиндров и двигателя в целом.

Как проверить высоковольтные провода? Эффективные способы:

Прежде всего необходимо проверить ВВ на предмет отсутствия видимых повреждений (трещины, переломы и т. д.). Убедитесь в отсутствии пробоя, это можно определить даже без приборов, достаточно заглянуть под капот в темное суток, в случае пробоя во время работы двигателя будет видна искра на ВВ проводе. Проверить высоковольтные провода можно при помощи провода. Для этого нужно в темное время взять кусок провода и зачистить его с двух сторон. Затем один конец нужно замкнуть на «массу» (корпус машины), а вторым кончиком провести по всей длине ВВ проводов, а также стыкам, колпачкам и т. д. В местах пробоя будет образовываться искра.

Это интересно: Поломка в дороге. Что делать?

Можно также проверить сопротивление высоковольтных проводов, для этого вам понадобится мультиметр. — Включите режим омметра. — Снимите провод со свечи первого цилиндра и катушки зажигания. — Подключите электроды мультиметра к концам провода и посмотрите на показания.

В исправных проводах сопротивление должно варьироваться в пределах от 3,5 до 10 кОм, в зависимости от типа самых проводов. Информация о сопротивлении указана чаще всего на изоляции высоковольтных проводов. Проверьте каждый провод, разброс между ними не должен превышать — 2-4 кОма. В случае большого разброса замените провода. Кстати, они меняются комплектно, то есть все вместе.

В завершении вашему показанию сопротивления наиболее популярных высоковольтных проводов: Tesla — 6 кОм Slon — от 4 кОм до 7 кОм (4 кОм — 1-й цилиндр и до 7 кОм — на последнем цилиндре) ProSport — почти нулевое сопротивление Cargen — 0,9 кОм

Примечание! Сопротивление высоковольтных проводов варьируется в зависимости от длины, толщины, а также материала из которого изготовлены провода.

Как проверить проводку

Провести диагностику электрооборудования можно с помощью вольтметра, омметра или мультиметра, специальных диагностических стендов. Проводится и компьютерная диагностика, во время которой происходит считывание кодов ошибок и основных показателей бортовой сети машины. Для самостоятельной проверки цепей и поиска неисправностей электрики достаточно одного мультиметра или сигнальной лампы.

Используем мультиметр

Предохранители в бортовой сети считаются наиболее «слабым» звеном в плане долговечности. При нештатных ситуациях (например, при коротком замыкании) предохранительные элементы «берут удар на себя», защищая остальную электрику и электрооборудование машины. Предохранители восстановлению не подлежат и во время ремонта заменяются.

Проверяем напряжение

Перед тем, как проверить проводку в автомобиле, необходимо замерить напряжение электрической цепи между отдельными компонентами и электрооборудованием. Прозвонить можно так:

  • Установить мультиметр в режим вольтметра.
  • Подсоединить один щуп измерительного прибора к «минусу» аккумуляторной батарее либо к массе машины.
  • Второй щуп подсоединить к подающему проводу цепи.

Если на дисплее прибора появляется определенное значение, то на данном участке цепи электрической схемы есть напряжение. Можно сравнить значения с требуемыми в соответствии с руководством по эксплуатации автомобиля.

Ищем короткое замыкание

После измерения напряжения выполняют поиск короткого замыкания цепей. Для этого потребуются либо мультиметр, либо сигнальная лампа. Что касается лампы, то при исправной проводке и отсутствии замыкания она не должна загораться.

Замыкание проводки, как и отсутствие напряжения (нулевое или бесконечное сопротивление в электрической цепи), свидетельствует о неисправностях в одном из 2-х компонентов:

  • Потребителя – электрооборудования, устройств, предохранителей, блоков.
  • Проводки – обрыв или замыкание проводов, плохие контакты проводки в месте соединения с потребителем.

Проверку на замыкание можно выполнить и в режиме вольтметра. Для этого на проверяемом участке необходимо извлечь все предохранители, подключить щуп к клеммам предохранительного элемента. Значение «0» на экране свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если при попытке пошевелить провода в цепи появляется напряжение, значит, замыкание вызвано именно проводкой, потребуется замена проводов.

Проверяем качество заземления

В автомобилях используется однопроводная схема электропроводки – это означает, что «минус» идет на массу (кузов) машины. Однако коррозия металлических деталей, их окисление и разрушение, «разбалтывание» приводят к нарушению заземления и, как следствие, к нарушению контактов бортовой цепи.

Проверка заземления, как и других элементов электрики авто, осуществляется с помощью мультиметра. Порядок действий следующий:

  1. Отключение АКБ.
  2. Подсоединение одного щупа мультиметра к кузову (металлическим деталям) машины.
  3. Подсоединение второго щупа к заземляющему элементу или месту соединения проводки.

Читать также: Зажимы для проводки в квартире

Выведенное на экран прибора значение следует сравнить с заводскими данными (руководство по эксплуатации авто). Если значения сильно расходятся, то необходимо провести восстановление заземления – зачистить металл в месте соединения, проверить надежность крепления.

Проверяем целостность цепи

Соединение проводов в электрической цепи автомобилей – одно самых уязвимых мест во всей электрике машины. Помимо разрушения изоляции, нарушения целостности и обрывов в местах соединения здесь также нередко возникает окисление контактов. Определить дефекты можно не только с помощью измерительного прибора, но и визуально. Если целостность цепи нарушена именно в месте соединения, то потребуется пайка проводов с разъемами. В противном случае необходимо найти поврежденный участок, для чего понадобятся сигнальная лампа или мультиметр.

Сведения об устройстве

Модель DT830B является многофункциональным измерительным прибором – мультиметром, получившим широкое применение среди электриков. С помощью этого универсального инструмента можно в самые короткие сроки определить нужные параметры и электротехнические характеристики.

Основным отличием цифрового устройства DT830B от аналоговых приборов считается возможность измерений многих параметров, а все полученные данные представляются в цифровом формате. Все элементы схемы помещаются в небольшом корпусе, на лицевой части которого по центру установлен основной переключатель. Он является главным элементом управления и охватывает примерно 20 позиций.

По кругу расположены значки, обозначающие соответствующие режимы работы. Все полученные данные измерений выводятся на цифровой жидкокристаллический дисплей.

Прозвонка многожильных кабелей с целью их маркировки

При маркировке многожильных кабелей можно использовать описанные выше методы, но существуют способы, позволяющие существенно упростить этот процесс.

Способ 1: применение специальных трансформаторов, у которых имеется несколько отводов вторичной обмотки. Схема подключения такого устройства показана на рисунке.

Использование трансформатора для маркировки

Как видно из рисунка, первичная обмотка такого трансформатора подключена к сети питания, один конец вторичной обмотки подсоединен к защитному экрану кабеля, остальные выводы — к его жилам. Для маркировки проводов необходимо замерить напряжение между экраном и каждым проводом.

Способ 2: использование блока резисторов с разным номиналом, подключенного к проводам кабеля с одной стороны, как показано на рисунке.

Резисторы, подключенные к выводам кабеля

Для определения кабеля достаточно замерить сопротивление между ним и экраном. Если вы хотите сделать такой прибор своими руками, то следует подбирать резисторы с шагом не менее 1 кОм, чтобы уменьшит влияние сопротивления провода. Также не следует забывать, что номинал резисторов имеет определенную погрешность, поэтому предварительно замерьте их омметром.

При проверке телефонного многожильного кабеля монтажниками не редко используется гарнитура для прозвонки, например ТМГ 1. Собственно, это две телефонные трубки, к одной из которых подключена батарейка на 4,5 В. Такое несложное приспособление позволяет не только проверить кабель, а и согласовывать свои действия при монтаже и тестировании.

Прозвонка телефонной трубкой

Проверка кабеля для антенны

Нужно отметить, что стандартным мультиметром произвести полные измерение качества ТВ сигнала нельзя. В продаже можно найти специальный мультиметр, в который встроен частотный измеритель. В этом случае при настройке конкретного канала, можно протестировать на соответствие заданного и реального значения этого параметра. В остальных случаях тестер можно использовать только для измерения антенного кабеля на сопротивление  и целостность провода.

В этом случае омметром устанавливается реальное сопротивление между штыревыми и кольцевыми штекерными контактами. Если при проверке кабеля мультиметром сопротивление менее 20 Ом, то он исправный. Если он показывает бесконечность, значит, имеется разрыв антенного кабеля. Нулевое либо близкое к нему значение сопротивления, говорит о наличии высокого риска возникновения КЗ.

В каких случаях проводится прозвонка проводов?

Ответить на данный вопрос можно несколькими словами — при обрыве токопроводящей жилы или нарушении целостности ее изоляции.

Уточним данный ответ и рассмотрим типичные ситуации:

  • Допустим, перестала работать розетка или выключатель. После того, как убедились, что дело не в соединениях (в том числе и в распределительной коробке) и не лампочке (светильнике), целесообразно прозвонить провода на данном участке. Если целостность проводки будет нарушена, мультиметр просигнализирует об этом.
  • Развивая первый пример, можно отметить, что подобные ситуации не редкость при ремонтных работах (сверление отверстий) и коротких замыканий по причине ветхости проводки, перегрузок сети.
  • Нетипичное, но довольно действенное применение прозвонки мультиметром — определение нужных жил на больших участках проводки. Этот способ уместен, когда цветовая маркировка проводов не позволяет точно определить нужный проводник.
  • Также, в быту прозвонка позволяет определить целостность электроприборов (лампа, утюг, выключатель, предохранитель). А если вы хорошо разбираетесь в электронике, то при пайке, ремонте печатных плат и иных приборов прозвонка схем является обязательным этапом.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector