Отличия удерживающей и страховочной привязи (системы) и монтажного пояса
Содержание:
- Виды
- Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты
- Как выбрать страховочную привязь?
- Виды привязей
- Общие требования к страховочной привязи
- Проверка страховочной привязи
- Требования
- Обзор видов
- Стандартная конфигурация
- Испытание страховочных привязей
- В каких случаях обязательно используются страховочные системы. состояние средств защиты от падения с высоты – определяющий фактор безопасности работника
- 5.2. Проверка прочности при динамической нагрузке
Виды
Ниже в таблице приведены виды систем обеспечения безопасности работ на высоте согласно требованиям Минтруда России.
Виды систем безопасности работ на высоте
№ | Схема-рисунок | Название и пояснение |
1 | Удерживающая система:
1 – удерживающая привязь (пояс предохранительный без лямок), охватывающая туловище и состоящая из отдельных деталей, которые вместе со стропами фиксируют на определенной высоте во время работы; 2 – открывающееся устройство для соединения компонентов, которое позволяет работнику присоединять строп для того, чтобы соединить себя прямо или косвенно с опорой (соединительный элемент, карабин); 3 – анкерная точка крепления, к которой может быть прикреплено СИЗ после монтажа анкерного устройства или структурного анкера, закрепленного на длительное время к сооружению (зданию); 4 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для удержания работника; 5 – перепад высот более 1,8 м. Требование: компоненты и элементы удерживающих систем должны выдерживать статическую нагрузку не менее 15 кН, а стропы из синтетических материалов – не менее 22 кН. |
|
2 | Позиционирование, позволяющее работать с поддержкой, при которой падение предотвращается:
1 – поясной ремень для поддержки тела, который охватывает тело за талию; 2 – находящийся в натянутом состоянии строп регулируемой длины для рабочего позиционирования, используемый для соединения поясного ремня с анкерной точкой или конструкцией, охватывая ее, как средство опоры; 3 – строп с амортизатором; 4 – страховочная привязь. Требование: рабочий при использовании системы позиционирования должен быть всегда присоединен к страховке. Подсоединение должно быть без какой-либо слабины в анкерных канатах или соединительных стропах. |
|
3 | Страховочная привязь и подсистема, присоединяемая для страховки:
1 – структурный анкер на каждом конце анкерной линии; 2 – анкерная линия из гибкого каната или троса между структурными анкерами, к которым можно крепить СИЗ; 3 – строп; 4 – амортизатор; 5 – страховочная привязь (пояс предохранительный лямочный) как компонент страховочной системы для охвата тела с целью предотвращения от падения, который может включать соединительные стропы, пряжки и элементы, закрепленные соответствующим образом, для поддержки всего тела и удержания тела во время падения и после него. Требование: подсоединение соединительно-амортизирующей подсистемы к рабочему производят за элемент привязи с маркировкой A. Рекомендация: подсоединение к точке на спине (на рисунке буква «A») желательнее, поскольку исключает возможность случайного ее отсоединения (отстегивания) самим работником и не создает помех при выполнении работ. |
|
4 | Система спасения и эвакуации – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой:
1 – анкерная жесткая линия, допускающая одновременное закрепление систем спасения и эвакуации пострадавшего и страховочной системы рабочего, проводящего спасательные работы; 2 – средства защиты втягивающего типа со встроенной лебедкой; 3 – спасательная привязь, включающая лямки, фитинги, пряжки или другие элементы, подходящим образом расположенные и смонтированные, чтобы поддерживать тело в удобном положении для его спасения; 4 – строп; 5 – амортизатор; 6 – страховочная привязь. |
|
5 | Система спасения и эвакуации – переносное временное анкерное устройство:
1 – трипод; 2 – лебедка; 3 – спасательная привязь; 4 – страховочное устройство с автоматической функцией самоблокирования вытягивания стропа и автоматической возможностью вытягивания и возврата уже вытянутого стропа; 5 – амортизатор во втягивающемся стропе (рассеивание энергии может выполнять само страховочное устройство 4); 6 – страховочная привязь. |
|
6 | Система спасения и эвакуации – индивидуальное спасательное устройство (ИСУ) для спасения самого себя.
1 – устройство, исключающее вращение и возможность свободного падения при спуске, а также внезапную остановку спуска и обеспечивающее автоматически скорость спуска до 2 м/с; 2 – спасательная петля класса B (допустимо класса A). |
Также см. «Выполнение работ на высоте: меры безопасности».
Порядок прохождения периодических проверок СИЗ от падения с высоты
Если при проведении проверки вашего предприятия Трудовая или иная Инспекция обнаруживает не сертифицированные или не прошедшие периодическую проверку СИЗ, а уж тем более отсутствие необходимых СИЗ, то это грозит серьезными последствиями.
Компетентное лицо
Компетентное лицо согласно ГОСТ Р ЕН 365–2010 должно быть «ознакомлено с текущими требованиями к периодическим проверкам, рекомендациями и инструкциями, составляемыми производителем применительно к соответствующим компоненту, подсистеме или системе»
. И в этом же пункте в примечании указывается, что«для компетентного лица может потребоваться обучение производителем либо его уполномоченным представителем по тому или иному конкретному СИЗ или иному оборудованию в силу, например, новизны или сложности последнего либо в том случае, если для разборки, повторной сборки или оценки СИЗ или иного оборудования необходимы познания, являющиеся определяющими для безопасности; также может возникать необходимость в обучении в связи с модификациями и видоизменениями». Это интересно: С какой суммы выигрыша в лотерею нужно платить налог
Существуют определённые нормы, регулирующие, с какой периодичностью должны осматриваться средства подмащивания. Если Вы не желаете самостоятельно заниматься этими вопросами, наш центр может взять на себя эту работу.
Как выбрать страховочную привязь?
В своём выборе страховочной системы важно ориентироваться на следующие моменты:
- Вид активности или работ, для которых приобретается привязь, – от любительского и профессионального горного туризма до альпинизма, скалолазания, строительных и промышленных работ.
- Профессиональное альпинистское снаряжение маркируется UIAA или EN, промышленные образцы соответствуют всем требованиям ГОСТ.
- Спортивная страховочная привязь выпускается и в детской размерной линейке, кроме того некоторые модели создаются специально для зальных тренировок – обычно они обладают меньшим запасом прочности.
- С размером поможет определиться простое правило: полностью застёгнутые пряжки должны оставлять не менее 10 см свободной стропы.
Песок для пескоструйного аппарата и его аналоги
Термоклеевой пистолет
Испытываем силу полимерного клея!
Песок для пескоструйного аппарата и его аналоги
Термоклеевой пистолет. Испытываем силу полимерного клея!
Виды привязей
Страховочные привязи
Страховочная привязь – элемент страховочной системы, защищающий рабочего от падения с высоты путем удержания его тела обхватывающими лямками, то есть непредвиденный срыв с использованием страховочной привязи становится для работника относительно безопасным. Все страховочные привязи имеют в своем составе наплечные и набедренные лямки, которые охватывают ноги и грудную часть соответственно. Кроме лямок, в конструкцию входит элемент крепления, находящийся в районе грудной клетки спереди или сзади, в зависимости от назначения привязи и вида проводимых работ.
Если страховочная привязь используется для позиционирования на рабочем месте, то в ее конструкцию дополнительно должен входить поясной кушак, к которому крепится страховочный строп.
Привязь для позиционирования
Привязь для позиционирование рабочего в фиксированном состоянии обычно представляет собой поясной страховочный ремень, снабженный прочными элементами крепления к страховочному стропу и пряжку для подгонки размера. Ремень имеет широкую подкладку для более комфортного использования. Такие привязи нельзя использовать при имеющемся риске срыва рабочего с высоты, так как одного поясного элемента недостаточно для безопасной остановки падения.
Удерживающие привязи
Удерживающая привязь (или страховочный пояс) предназначена для ограничения передвижения рабочего с целью предотвращения его попадания в опасную зону, может использоваться в качестве позиционирования и запрещена к применению в виде страховки от падения с высоты.
Основной элемент удерживающей привязи – широкий пояс с пряжкой, позволяющей регулировать его размер, и подкладкой (кушаком). Пояс с помощью двух элементов крепления надежно соединяется со страховочным стропом. Также, удерживающая привязь может иметь в своем составе наплечные и набедренные лямки.
Привязи для положения сидя
Привязи для положения сидя – это элементы, которые применяются для удобства работы в сидячей позиции в том числе в безопорном пространстве, а также для удобства работ в удерживающих системах с низкой точкой крепления. Такого рода привязи могут быть дополнены интегрированным сиденьем для более комфортной работы в режиме длительного зависания. Данная конструкция может иметь грудные лямки и быть частью страховочной привязи, но не является самостоятельным компонентом страховочной системы.
Специализированные привязи
В сложных и опасных условиях труда применяются специализированные страховочные привязи, которые имеют отличительные свойства, направленные для работы в конкретных условиях.
Огнеупорные страховочные привязи изготавливаются из ленты, стойкой к термическому воздействию и предназначены для работ в непосредственной близости от источника воспламенения, открытого огня, раскаленных брызг или искр. Такие модели могут использоваться при сварочных, электромонтажных работах, в металлургической отрасли и т.д. Некоторые модели могут иметь удлинитель страховочного элемента на спине, необходимый для использования совместно с привязью защитной экипировки.
Еще один пример специализированной привязи – искробезопасная страховочная привязь, применяющаяся при работе во взрывоопасных средах. Привязь пропитывается специальным масло-бензостойким раствором, предотвращающим возгорание. Такие привязи используются как на высоте, так и в замкнутых пространствах, и могут применяться в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленности.
Общие требования к страховочной привязи
Все СИЗ должны соответствовать государственным стандартам, условиям труда и виду работ. Общие требования к страховочным привязям определяют их конструктивные особенности:
- текстильные элементы изделий должны прошиваться контрастными нитями. Это делается для того, чтобы при визуальном осмотре можно было определить целостность швов;
- элементы привязи должны изготавливаться из материалов повышенной прочности, способных выдерживать вес рабочего;
- привязь изготавливается таким образом, чтобы она была удобна в использовании и проста в эксплуатации;
- средства защиты должны регулироваться по фигуре работника.
Кроме того, требования к страховочной привязи содержат условия изготовления отдельных элементов ее конструкции. Например, ширина лямок должна быть такой, чтобы в случае падения они не стали причиной травматизма рабочего.
Проверка страховочной привязи
Проверка страховочной привязи на пригодность включает в себя:
Визуальный осмотр – проверка в соответствии с инструкцией наличия всех элементов, целостности, правильности сборки, отсутствия механических повреждений и следов ремонта.
Проверка состояния лент – проверка отсутствия порезов, потертостей, выбившихся волокон, следов краски или масла, тепловых повреждений или повреждений в результате остановки падения. Также проверяется гибкость всех лент, которая должна быть одинакова по всей длине. Проверяются ленты и на предмет очагов изменения цвета, которое свидетельствует о тепловом, химическом или ультрафиолетовом воздействии. Признак задействования ленты привязи в остановке падения – это наличие очаговой ламинации, что также должно отсутствовать. Ширина ленты должна быть одинаковой по всей ее длине. И также очень важна тщательная проверка мест соединения лент с пряжками регулировки размера и соединительными кольцами.
Проверка швов – проверка отсутствия повреждений, таких как порезы, потертости, ожоги. Проверяется плотность шва и целостность нитей, износ которой не может быть более 30% от первоначального диаметра, а также наличие выбившейся нити в конце шва, которая не должна превышать больше двух проколов.
Проверка металлических элементов – проверка регулировочных, крепежных элементов на исправность и на отсутствие любой деформации, трещин, коррозии. Проверяются все металлические элементы на отсутствие коррозии в местах сшивки с лентой.
Требования
Требования, предъявляемые к страховочным привязям для работы на высоте подробно излагаются в ГОСТах «РЕН 361-2008» и «РЕН 358-2008». В этих документах излагаются как общетехнические требования, так и сроки, методы проверки прочности СП. Кратко все изложенное в этих документах сводится к семи пунктам:
1. Используемые материалы (ткань лент, материал нитей, пряжек) должны быть совместимы.
2. Цвет нитей, лент должен быть выделяющимся на фоне рабочих поверхностей, контрастировать друг с другом. Это нужно для легкой идентификации работающего на высоте человека с одной стороны, для контроля качества соединения самих лент с другой стороны (в том смысле, что легко будут видны обрывы, потертости или размочаливания нитей).
3. В конструкции СП должна быть возможность подгонки к конкретному человеку. Это с одной стороны гарантирует невозможность выпадения тела человека из системы, а с другой — отсутствие у него травм при падении.
Во время примерки, подгонки СП концы лент должны выступать из пряжек не менее, чем на 10-15 см. Если это не так, то данный комплект использовать нельзя.
4. Страховочные привязи для работы на высоте обязательно предполагают крепление особыми лямками в области плеч, ног человека. Кроме этого на поясе есть особый широкий кушак, снимающий как статическую, так и динамическую нагрузку на позвоночник.
Не нужно путать СП с монтажным поясом. Оба эти устройства имеют пояс с кушаком, но СП более продвинут и обеспечивает как большую безопасность, так и удобство в работе, в том числе связанной с активным перемещением на высоте. Монтажный пояс этого дать не может.
5. Фиксирующие ленты элементы (пряжки и застежки) должны полностью исключать ослабление или саморасстегивание.
6. Ленты несущие основную нагрузку не должны быть уже 4 см, а вспомогательные — уже 2 см. Это требование объясняется тем, что более узкие ленты могут при рывке серьезно травмировать конечности человека.
7. СП должна быть способна выдержать вес многократно превышающий вес работника, но сама должна быть легка и не громоздка.
Противоречивое требование к СП — высокая прочность с одновременной легкостью объясняет то, что наиболее распространенным материалом для СП является такое синтетическое волокно как полиамид.
Обзор видов
Каждая страховочная привязь имеет свою заводскую маркировку и подробное описание по эксплуатации. В зависимости от сложности модели, снаряжение состоит из определенных составных компонентов.
Плечевые лямки – расположены на плечах, охватывая грудь и спину, прочно закрепляясь на широком поясе.
Страховочные привязи различаются по целям их применения – это может быть защита от неожиданного падения, что выполняется с применением амортизатора, а также существует снаряжение, которое дает работнику возможность осуществлять длительное выполнение работ в сидячем положении на большой высоте. По своему конструктиву, связанному с количеством точек фиксации тела, страховочная оснастка подразделяется на следующие варианты.
Одноточечные
Страховочная удерживающая привязь с одноточечным креплением подразумевает конструкцию ползункового типа, состоящую из страховочной привязи, ползунка, амортизатора и анкерного линейного механизма. При таком виде крепления страховочная система движется по анкерной линии, следуя за движениями человека. В случае внезапного падения система автоматически фиксируется и останавливает процесс движения.
Точка крепления страховочной системы находится на спине или в области груди. Набедренные и наплечные лямки в этом случае не предусмотрены. Такой тип страховочного устройства применяют при подъемах на лестнице к определенной точке высоты, для выполнения кровельных работ на небольших высотах, а также для работы с поверхностями, имеющими небольшой угол наклона.
Двухточечные
Это более надежный тип страховочной удерживающей привязи, которая дает возможность закрепления любого типа конструкции, служащей для остановки процесса резкого падения вниз – с этой целью используют стропы с амортизационной системой, индивидуальные средства втягивающего типа, зажимы ползункового типа и так далее.
Страховочные конструкции всегда имеют наплечные ремни и ремни, для охвата ног.
Трехточечные
Удерживающая привязь имеет три элемента крепления строп. Существует два вида трехточечной привязи. В одном случае крепления представляют собой ремень и наплечные элементы с расположенными элементами крепления на поясе. Во втором случае привязь предназначена для арбористики и выглядит как ремень с набедренными лямками. Оба вида привязи выполняют функцию по ограничению перемещения работника, защищая его от риска падения с высоты. Привязи используют в сочетании с анкерной системой, что и обеспечивает остановку во время падения.
Четырехточечные
Этот тип конструкции относят к страховочной привязи. Четырехточечная конструкция может быть как с одним элементом для крепления стропа, так и с двумя такими элементами. Конструкция имеет наплечные и набедренные лямки, на спине и на груди расположен крепеж для стропа страховки и удержания от падения. В конструкции с двумя элементами крепления предусмотрено наличие элемента крепления стропа, которое состоит из двух дополнительных петель.
Пятиточечные
Это самый надежный вариант страховочной привязи, применяемый для страховки от падения работника с большой высоты.
В ее состав входят пояс, наплечные и набедренные лямки, имеется 2 элемента крепления стропа для страховки и удержания, а также элемент крепления строп, предназначенный для устройства подъемно-спускового назначения. Пятиточечное снаряжение применяется для узкого сегмента работ в сфере промышленного альпинизма.
Стандартная конфигурация
Конструктивно любая модель СП состоит из четырех частей:
- Пояс со встроенным кушаком (он снимает нагрузку с поясницы и защищает при рывках).
- Спинные соединительные тяги.
- Плечевые крепления (в виде ленточных петель, куда продеваются предплечья).
- Ножные крепления (аналогично плечевым, с той лишь разницей, что продеваются ноги).
К поясу может крепиться особая мягкая седушка. Ее использование делает возможными длительные работы на высоте.
К поясу с правого и левого бока, а также на спине в месте пересечения спинных тяг пришиты кольца из металла для крепления карабинов страховочного фала. Последний может быть как в виде ленты из того же полиамида, либо же из гибкого металлического троса. Иногда он соединяется с устройством амортизации (ползунковым или самозатягивающимся).
Испытание страховочных привязей
Какого бы уровня профессионализма ни был человек, использующий страховочную систему, перед непосредственным применением страховочной привязи следует изучить инструкцию от производителя, произвести тщательный осмотр снаряжения, проверить характеристики, провести практические испытания.
Периодичность плановой проверки страховочной привязи регламентируется требованиями ГОСТ, перед каждым использованием она должна проходить визуальный осмотр. При наличии повреждённых участков, несовместимости узлов и элементов конструкции, потенциальной возможности саморазблокировки любой из пряжек эксплуатация страховочной привязи запрещена.
К каждой единице страховочного изделия обязательно прилагается инструкция, определяющая порядок подготовки, проверки и использования привязи. Общие правила таковы:
Перед использованием привязь надевается: пояс располагается на талии, ножные обхваты и плечевые лямки – на соответствующих участках тела. Выполняется регулировка положения спинной точки и затягивание ремня плечевых лямок. Плечевые лямки с помощью пряжек и карабинов подсоединяются к поясу
Испытание страховочной привязи производится в указанных производителем условиях: важно соблюдать рекомендуемые температурные режимы и исключить возможность повреждения отдельных узлов и элементов химически агрессивными веществами и колюще-режущими предметами
Хранение страховочной экипировки осуществляется в сухих, защищённых от попадания прямых солнечных лучей помещениях с неагрессивным по составу и без явных пылевых загрязнений воздухом. При хранении следует исключить нахождение привязей вблизи отопительных приборов, горючих и химически агрессивных веществ (бензина, керосина, кислот и т.д.), способных привести к изменению свойств и характеристик материалов снаряжения. Допускается только естественная сушка очищенных от загрязнений изделий. После завершения гарантийного срока изделие выводится из эксплуатации и уничтожается, чтобы сторонние лица не могли ею случайно воспользоваться.
В каких случаях обязательно используются страховочные системы. состояние средств защиты от падения с высоты – определяющий фактор безопасности работника
Новые Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28 марта 2014 г. № 155н ужесточили требования охраны труда к работам на высоте. Данные правила обязательны к выполнению всеми работодателями и работниками.
Что такое работа на высоте?
К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых:
- есть риск возможного падения работника с высоты 1,8 м и более;
- работник поднимается на высоту более 5 м или спускается с такой высоты по вертикальной лестнице с углом наклона более 75°;
- работник находится на площадке на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок – менее 1,1 м;
- есть риск возможного падения работника с высоты менее 1,8 м, если он находится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.
Требования правил охраны труда при работе на высоте распространяются на стационарные (например, машинист крана) и нестационарные (с территориально меняющимися зонами) рабочие места.
Какие СИЗ нужны работникам
В зависимости от условий работы на высоте работников обеспечивают следующими СИЗ:
- специальной одеждой – в зависимости от воздействующих вредных факторов;
- касками для защиты головы от падающих предметов или ударов о предметы и конструкции;
- защитными очками, щитками, защитными экранами от пыли, летящих частиц, яркого света или излучения;
- защитными перчатками или рукавицами, защитными кремами и другими средствами защиты рук;
- специальной обувью соответствующего типа, если есть опасность получения травм ног;
- средствами защиты органов дыхания от пыли, дыма, паров и газов;
- индивидуальными кислородными аппаратами и другими средствами – при работе в условиях вероятной кислородной недостаточности;
- средствами защиты слуха;
- средствами защиты, используемыми в электроустановках;
- спасательными жилетами и поясами – при опасности падения в воду;
- сигнальными жилетами – при выполнении работ в местах движения транспортных средств.
Все применяемые СИЗ должны быть сертифицированными и иметь документацию от производителя с требованиями к эксплуатации и испытаниям
Важно, чтобы СИЗ были совместимы с системами обеспечения безопасности при работе на высоте
5.2. Проверка прочности при динамической нагрузке
5.2.1. Испытательное оборудование
Испытательное оборудование – согласно ЕН 364 (пункты 4.2, 4.4 и 4.6).
5.2.2. Испытательный строп
Испытательный строп должен быть новым (еще не использованным) альпинистским канатом с номинальным диаметром 11 мм, соответствующим требованиям ЕН 892 для одинарного каната и выдерживающим ударную нагрузку (9 ± 1,5) кН при первом испытании на ударную нагрузку по настоящему стандарту.
Заделывают концы веревки петлями с помощью узлов булинь (см. рисунок 3) и обеспечивают длину петли и узла не более 200 мм.
Регулируют длину таким образом, чтобы при нагрузке 100 +1 кг длина испытательного стропа, включая длину петли заделки обоих концов, составляла 2000 +100 мм (см. рисунок 2).
F – масса 100 +1 кг или эквивалентная сила; 1 – узел булинь; 2 – петля заделки конца; 3 – точка/ушко для подсоединения
Рисунок 2 – Испытательный строп для проверки прочности при динамической нагрузке
Рисунок 3 – Узел булинь
5.2.3. Методика проверки
Подгоняют спасательную привязь под размеры манекена корпуса в соответствии с указаниями изготовителя. Подсоединяют одну петлю испытательного стропа к спасательной привязи, а другую петлю – к испытательному оборудованию.
Подвешивают манекен корпуса посредством спасательной привязи, затем поднимают манекен на высоту 1000 +50 мм с удалением от осевой линии оборудования не более 300 мм (см. рисунок 4). Удерживают его с помощью устройства быстрого расцепления.
1 – спасательная привязь; 2 – манекен корпуса; 3 – испытательный строп; 4 – устройство быстрого расцепления; 5 – место подсоединения; 6 – испытательное оборудование
Рисунок 4 – Проверка прочности динамической нагрузкой
С помощью устройства быстрого расцепления отпускают манекен корпуса без начальной скорости.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи.
В пределах 15 мин проводят второй сброс с использованием того же самого стропа.
Разрешается новая подгонка спасательной привязи на манекене корпуса.
Проверяют, удерживается ли манекен корпуса и нет ли отсоединения или разрывов любых элементов спасательной привязи. Проверяют основные лямки и элементы подсоединения на признаки разрушения или разрыва.
Повторяют испытание для каждого элемента крепления. При этом каждый раз разрешается повторная подгонка спасательной привязи на манекене корпуса или ее замена.