Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция
Содержание:
- Частые ошибки при укладке тротуарной плитки
- Как класть тротуарную плитку своими руками: работы по установке бордюров
- Виды бордюров
- Заглубление покрытия
- Какие преимущества и недостатки он имеет
- Порядок действий
- Варианты мощения тротуарной плитки без бордюра
- Укладка дорожного бордюра
- Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
- Бетонные бордюры для садовых дорожек
- Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками
Частые ошибки при укладке тротуарной плитки
Распространенная ошибка многих экономных хозяев – покупка некачественной плитки. Лучше приобретать брусчатку толщиной не менее 6 см, изготовленную в заводских условиях
Для получения долговечного покрытия не менее важно правильно подготовить основание. Траншею под гравийно-песчаную засыпку делают глубиной не менее 30 см
Трамбовать следует не только дно канавы, но все слои засыпки, чтобы исключить вероятность проседания.
Еще одна частая ошибка – несоблюдение уклонов для стока дождевой воды с дорожек. Возможен и другой вариант – уклоны соблюдены, но воде некуда стекать, потому что мешают бордюры. Не лучшим выходом считают полное отсутствие бордюров, поскольку со временем крайние плитки расползаются.
Как класть тротуарную плитку своими руками: работы по установке бордюров
С укладкой бордюров из пластика справится каждый. Для этого не требуется выполнять серьезные подготовительные работы. Перед тем как укладывать бордюр для тротуарной плитки из пластика, не нужно рыть специальную траншею, формировать бетонное основание или настилать геотекстиль.
Для начала нужно наметить контурную часть дорожки и высоту самого бордюра. Большая часть производителей выпускает изделия, имеющие с внешней стороны отверстия, предназначенные для крепежа якорей или разметочных колышков. Благодаря такому креплению, фиксация бордюра на грунте получается крепкой и надежной. Для работы нужен будет только молоток, чтобы забить металлические колышки.
Монтаж тротуарной плитки с бордюрами
Как класть бордюры для тротуарной плитки из бетона и натурального камня
Использование бордюров из бетона предполагает, что покрытие будет подвергаться значительным нагрузкам. По этой причине прочность фиксации при организации дорожки стоит на первом месте.
На начальном этапе проведения работ следует выкопать траншею, расположив ее вдоль контурной части объекта. Глубина зависит от того, какую высоту имеет бордюр и насколько сильно он должен возвышаться над самим покрытием в конечном итоге.
После этого траншею следует залить бетонным раствором. Пропорции для приготовления смеси из цемента и песка составляют 1:3 соответственно. Заливка выравнивается по уровню и выполняется установка бетонных бордюров. Сделать это нужно максимально аккуратно, поместив камни как можно ближе к краевой части дорожки. Не стоит делать смесь слишком жидкой, в таком составе элементы будут расплываться и фиксация станет невозможной.
Заливка бетонного бордюра
Когда уже несколько бордюров установлено, следует выполнить дополнительное закрепление первого, а затем и всех последующих камней в порядке очередности монтажа с помощью дополнительной прослойки цемента в нескольких местах. Идеальная высота выступа составляет 50 мм.
После того как раствор схватится и затвердеет, с внешней стороны траншея присыпается песком или землей. Это позволит надолго сохранить конструкцию в первоначальном виде и увеличить сроки ее службы.
Если вы решили делать бордюры из натурального камня, рытье траншеи не понадобится. Достаточно только снять тонкую прослойку грунта, чтобы выполнить настил из геотекстиля. Затем на эту подстилку как можно плотнее друг к другу устанавливаются камни большого размера. Напоследок все оставшиеся пустоты засыпаются сухим цементом.
Тротуарная плитка – материал, который способен преобразить любой участок
Несмотря на то что работа кажется очень простой, следует ответственно отнестись к ее выполнению, поскольку от качества основания зависит долговечность покрытия из плитки.
Как класть тротуарную плитку: видео и рекомендации
После того как бордюры установлены и надежно зафиксированы, ложим тротуарную плитку своими руками, видео материал с технологией поможет вам разобраться.
Основные рекомендации по укладке тротуарной плитки:
для надежности фиксируйте первый ряд плиток с помощью цементного раствора по краевой части. Благодаря этому покрытие не будет смещаться;
Установка бордюров, подготовка основания для мощения и укладка плитки на цементный раствор
- начинайте мощение от бордюра;
- утапливая заготовки в основание (если укладывается на песок), соблюдайте одинаковую глубину, ориентируйтесь по уровню;
- максимальная величина зазора составляет 5 мм. Больше делать не стоит. Укладывать плитку без зазоров не рекомендуется;
- для нарезания материала пользуйтесь болгаркой;
Подготовка основания для укладки последующих рядов плитки
- используйте только чистый песок для заполнения швов. Оставьте его на несколько дней для идеального заполнения;
- оптимальные пропорции для приготовления смеси из песка и цемента составляют 1:10. В зонах размещения стоков и в других влажных местах для заполнения швов лучше брать пропорции 1:3;
- не нагружайте дорожку, пока все стыки не обработаны.
Мощение плитки и заполнение швов песчаной смесью
Не забывайте, что мощеные тротуары и площадки нуждаются в уходе. Время от времени проводите чистку поверхности. Причем цветные плитки требуют в этом плане большего внимания, чем серые. В зимнее время для уборки льда и снега используйте деревянные и пластиковые инструменты, металлические могут повредить покрытие. Не стоит выполнять окрашивание, эта процедура снизит качество покрытия и его долговечность.
Виды бордюров
Изначально бордюры использовали для разграничения тротуарного и дорожного полотна. Сегодня же элемент чаще всего выполняет декоративную функцию, помогает формировать границы дорожных, пешеходных зон.
Бордюр хорошо держит облицовку, не позволяя ей разъезжаться в стороны. Что касается оформления, то бордюры можно найти из разных материалов, любых форм, конфигураций, цветов.
Из чего делают бордюры:
- Бетон – это может быть просто бетонный бордюр или с армированием, которое повышает прочность и надежность, продлевает срок эксплуатации. Для изготовления элемента используют бетон М400.
- Камень – элементы нарезают из цельного камня, обеспечивая нужный размер и форму. Такие изделия особенно прочные, но предполагают высокую стоимость. Правда, и смотрятся очень красиво и дорого: за счет натуральной фактуры бордюр получается оригинальной расцветки, с уникальным дизайном.
- Искусственный камень – бордюр производят из бетона и каменной крошки. После заливки и застывания элементы шлифуют, придавая естественный вид. От натурального камня такой бордюр практически не отличается, но стоит значительно дешевле.
- Клинкер – от клинкерного кирпича отличается размерами и формой. Технология производства та же, поэтому бордюр приобретает особенный цвет, который ни с чем не спутать.
- Смесь полимера и песка – производится по тому же принципу, что и полимер-песчаная черепица: компоненты смешивают, нагревают до полуготовности, формуют. При добавлении в смесь керамзита удается понизить вес. Укладка тротуарной плитки и бордюров такого типа обойдется дешевле всего. Но материал обладает некоторыми недостатками: расширяется при нагреве, предполагает минимальный выбор цвета и форм, не очень прочный.
- Резина – такие элементы изготавливают из крошки, которую получают путем переработки автомобильных шин. Резиновые бордюры не боятся влаги и высокой/низкой температуры, но считаются пожароопасными.
- Пластик – самый новый материал для производства бордюров, который постепенно набирает популярность. Но ввиду низкой прочности пластика и выцветания под воздействием ультрафиолета используется реже, чем мог бы. Тем не менее, небольшая цена и огромный выбор в плане размера, формы, цвета делают такой вариант привлекательным.
Тротуарный
Данный тип бордюров обычно используют для окантовки газонов и зонирования пространства, отделяя территории с клумбами и травой от дорожек, тротуаров
Немаловажно и то, что тротуарный бордюр дает возможность удерживать разные слои почвы, не позволяет грунту смешиваться с песком, щебнем, укрепляя плитку и таким образом защищая ее от расползания
Как правило, тротуарный бордюр производят из бетонного раствора методом вибропрессования. Длина стандартного камня составляет 50 сантиметров, полотна собирают из нужного числа изделий.
Дорожный
Такой бордюр призван отделить от тротуара/газона проезжую часть и делать дорожное полотно более прочным и надежным. Другое название данного элемента – дорожный бортовой камень. Он устанавливается в процессе строительства дороги, в некоторых случаях элемент приходится укладывать отдельно, после монтажа дорожного покрытия (если изначально бордюр в проект не был внесен).
Дорожный бортовой камень производят превосходящим по длине в 2 раза тротуарный бордюр, также обычно изделие немного выше и шире. Изготавливают с использованием способа литья, часто упрочняют армированием из металлических прутов.
Заглубление покрытия
Этот вариант используется для обустройства узких садовых дорожек своими руками, участков с небольшой площадью. Суть метода в том, что плитку кладут так, что лицевая часть находится на одном уровне с окружающим грунтом. Таким образом земля выступает в роли опалубки и удерживает плитку на месте.
Последовательность работ:
- делается разметка;
- в земле роется траншея;
- дно и борта уплотняются трамбовкой;
- делается засыпка щебнем, трамбуется и насыпается слой гравия и песка;
- укладывается плитка.
Единственный минус этого способа в том, что земля может осыпаться, просаживаться или выветриваться. Поэтому стоит подумать об укреплении. Оптимальный способ – высадить газонную траву по линии укладки. Корни надежно укрепят землю от разрушений, а трава украсит ландшафт.
Дорожка без поребрика
Какие преимущества и недостатки он имеет
Монтаж пластикового элемента при укладке дорожки не требует использования цемента, прокладки траншеи. Материал имеет следующие основные достоинства и недостатки, связанные с креплением:
- Пластиковые бордюры при укладке сочетаются с любым типом материалов, они просты в использовании.
- Место крепления в почве позволяет скрыть недостатки стыка дерновой полоской, грунтом, гравийной смесью.
- На поверхности можно создать разные рисунки из природных материалов.
- Использование пластиковой ленты для ограждения помогает укладывать материал на изгибах ландшафтных композиций.
- Невысокая стоимость позволяет сэкономить при выполнении строительных работ.
- На изгибах требуются дополнительные крепления.
- Для фиксации в утрамбованной почве или песке средней фракции понадобятся специальные крепежные элементы.
- В каменистом грунте в качестве якоря требуются металлические гвозди длиной 25 см.
При установке 1 п.м. с шагом 30-50 см необходимо расходовать 4 штифта.
Порядок действий
Чтобы процедура монтажа прошла правильно, рекомендуется придерживаться алгоритма. Инструкция подразумевает поэтапное выполнение нескольких задач.
Выкапывание траншеи
рекомендуется провести разметку для бордюров
Нить должна быть натянута туго, что в будущем обеспечит ровную укладку бортового камня.
Траншею копают для того, чтобы надежно закрепить в ней бордюры и предотвратить их расшатывание в окопе. Расшатывание зачастую возникает из-за температурных перепадов.
Глубину траншеи можно вычислить самостоятельно: для этого достаточно знать толщину подстилающей подушки и высоту бордюра, а также желаемую высоту выступа бордюра над землей.
Ширина траншеи должна быть такой, чтобы в нее вмещался бордюр, а также сбоку оставалось по несколько сантиметров для укладки бетона.
Например, если бордюр имеет размеры 500х210х40 мм, то глубина траншеи должна быть 24 см, при этом толщина подушки из бетона составит 3 см, а ее ширина – 6 см.
Подготовка раствора для закрепления
Когда траншея выкопана необходимо ее подготовить под установку бортового камня. Для этого траншею очищают от мусора, грязи. Также необходимо утрамбовать днище окопа с помощью виброплиты.
Затем уже подготавливают бетонную смесь и другие материалы. На дно окопа укладывают геотекстиль, который послужит препятствием для прохождения корней и растительности. Затем происходит процесс отсыпки щебня, после этого его разравнивают и уплотняют виброплитой. Толщина слоя щебня составляет около 10 см.
На конечном этапе подготавливают раствор для заливки. Для этого можно использовать сухую бетонную смесь, которую разводят водой в соответствующих пропорциях. Раствор должен быть густым, следовательно, воды в нем должно быть минимальное количество. Толщина такого бетонного слоя – в пределах 5-7 см.
Монтаж по уровню
Участок, на котором устанавливают камень, может иметь уклоны. Неровности учитывать, так как возможен перекос. В будущем придется переделывать почти всю работу, а это дополнительные затраты.
Небольшими кучками бетон укладывают в траншею, по линии установки и в тех местах, где будут стыки. На такие бетонные «возвышенности» устанавливается бортовой камень. На данном этапе также можно воспользоваться клещами или зацепами.
Величина зазоров между изделиями должна составлять 1-3 мм. Бордюры выравнивают и корректируют их положение с помощью резинового молотка – такой инструмент бережно воздействует на камень, не раскалывая его при ударе.
Бетонирование
Когда бортовой камень выставлен, приступают к его бетонированию и созданию обойм. По бокам от бордюра на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку. Ее заливают бетонной смесью. Бетонная смесь должна полностью войти в пространство под бортовым камнем и заполнить его.
Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 изделий. Такая технология распределения бетона по двум сторонам называется «бетонным замком».
Опалубку снимают через несколько дней после бетонирования, чаще через 2-3 дня. Далее выполняют затирку с помощью смоченного в воде песка или цементного раствора марки М100. Таким образом, камень оказывается надежно зафиксированным со всех сторон.
Засыпка после застывания бетона
Когда бетон полностью застыл, участки вокруг камня разравнивают. Их засыпают песком или щебнем. Стоит отдельно отметить процесс подрезки бортового камня, делают это с помощью болгарки. Подрезать изделие необходимо при изгибах или поворотах.
Вместо болгарки можно использовать гильотину для колки камней, однако она считается более узкоспециализированным инструментом и чаще применяется в бригадах рабочих.
Варианты мощения тротуарной плитки без бордюра
Люди пытаются обойтись без бордюра при обустройстве садовых тропинок, именно из-за маленького бюджета. Если плитка для тротуара стоит 300 – 700 рублей./м и устанавливается на узкой дорожке шириной 60 сантиметров, то при стандартной технологии укладывания с бордюрными элементами с обеих сторон, стоимость 1 м увеличивается на 400 рублей, что не очень выгодно. Существует несколько вариантов мощения плитки без бордюра, об этом будет рассказано ниже.
Плитка, утопленная в грунт
После выполнения подготовки, можно начинать укладку плитки. Однако сначала, между колышками по периметру потребуется протянуть нить, которая будет обозначать верхнего типа кромку ФЭМ. Сначала укладывается крайний ряд.
Последующие компоненты мощения фиксировать нужно от себя, чтобы не повредить цементно-песочную подушку. Компоненты трамбуются посредством киянки из резины (производятся постукивания, это помогает предотвратить разрушение стройматериала). При сильнейшем проседании плитки под нее вносят цементно-песочную смесь.
Использование стального уголка
Техника позволяет сформировать жесткую каркасную конструкцию для ФЭМ. Однако перед укладыванием плитки или брусчатки без бордюра, потребуется сделать следующее:
- в одной полке уголка сформировать углубления с шагом 0,5-1 м для фиксации;
- металл обработать грунтовкой или красящим средством.
Это технологичное решение подходит для нешироких дорожек на даче без бордюра – можно скрепить уголки посредством арматуры. Для придания жесткости каркасной конструкции, балку Г-образного сечения нужно усадить на цемент.
Фиксация бетонным раствором
Еще одна техника, которая позволяет выполнять укладку брусчатки без бордюра. Здесь конечный ряд ФЭМ укладывают на цемент по периметру. Этот метод позволяет сформировать надежное и красивое покрытие. Лучше всего работать с квадратным плиточным материалом, а не фигурным. Поэтапное выполнение работы:
- сначала идет подготовка основы – с поверхности убирается верхний почвенный слой и формируется подушка из щебенки и песка;
- потом все проливается жидкостью и утрамбовывается;
- осуществляется разметка;
- первый ряд выкладывается на готовый раствор, а остальные на цементно-песочную смесь.
Использование бетонных водостоков
Использование водостоков из бетона, тоже хороший вариант. Однако, это вполне дорогое удовольствие.
Существует всего три типа водоотливов. В зависимости от модификации, они имеют высоту от 15 до 40 сантиметров и разные диаметры.
Довольно важно определить нагрузку на каналы – системы отведения воды должны спокойно справляться со своей главной задачей. Самые прочные компоненты создаются из бетона
Элементы из пластика не так прочны, однако они реализуются по доступной цене.
Еще одно интересное решение – использование лотков из металла. Они легкие и надежные, а также не подвергаются коррозии. Но, к сожалению, металл пропускает все звуки, вы даже будете слышать, как капает дождь.
Установить отливы самостоятельно несложно.
Поэтапное описание работы:
- для фигурных элементов подготавливается подушка;
- кладется плитка;
- для ливневок формируется траншея, а потом они монтируются на цемент.
Благодаря этому, даже компоненты из пластика будут жесткими. Однако у этого метода, есть один минус – обычно отливы устанавливаются с одной стороны мощения.
Обустройство дачного участка влияет на качество жизни, делая ее лучше и комфортнее. Садовые дорожки без бордюра играют в этом важную роль. Правильно спланируйте их месторасположение, определите, для чего они будут вам нужны, и уже исходя из этого, выбирайте стройматериал для будущей конструкции.
Укладка дорожного бордюра
Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.
- Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см. Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода). На основание накладывается раствор. Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты. Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.
Видео про распил дорожного бордюра под углом
Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.
Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.
Виды бетонных бордюров для садовых дорожек
Существует три вида строительных материалов этого типа:
- Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
- Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
- Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.
Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.
Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91
Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.
Технические характеристики садового бордюра:
- Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
- Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
- Средняя масса, кг: 40.
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
- Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
- Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
- Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
- Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.
Формовой бордюр собственного изготовления
Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.
форма для бордюра
Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:
- Стоимость формы: 580 рублей.
- Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
- Материал заливки: бетон М300;
- Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
- Объем готового изделия: 0,016 м3.
- Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
- Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.
Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.
Бордюр заливаемый в опалубку
Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.
Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.
Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.
Бетонные бордюры для садовых дорожек
Для обрамления забетонированных или насыпных дорожек, тропинок из брусчатки или тротуарной плитки идеальным вариантом являются бетонные бордюры. Среди основных преимуществ бордюров из бетона можно отметить:
- высокую износостойкость и долговечность – срок службы до 50 лет;
- устойчивость к погодным факторам и морозостойкость;
- нетребовательность к обслуживанию и уходу;
- возможность изготовить бетонные бордюры своими руками;
- ровные формы и аккуратный внешний вид;
- несложная установка;
- доступная стоимость.
Формы для бетонных бордюров
Приобрести бордюрные блоки из бетона можно в готовом виде, а можно отлить их своими руками, используя для этого специальные формы.
Пример классического бетонного бордюра для садовой дорожки
Формы для бордюров подразделяются в зависимости от материала, и могут быть пластиковыми, стальными или деревянными. Самыми востребованными являются матрицы из поливинилхлорида и полиэтилена. С их помощью можно отлить изделия с четким рисунком. Они неприхотливы и просты в использовании и выдерживают сотни циклов заливки.
Формы для бетонных ограждений также можно изготовить своими руками из подручных материалов:
- Деревянные формы. Для изготовления подойдут доски, плотная фанера или бруски. Главное условие гладкая отшлифованная внутренняя поверхность самодельной опалубки. Короб скрепляется саморезами, уголками или гвоздями;
- Формы из швеллера. Швеллер П-образной конструкции — это практически готовая форма для бордюра, нужно только закрыть его торцы. Для этого по краям делаются разрезы, в которые вставляются стальные пластинки и можно приступать к заливке бетона.
Готовая отлитая из бетона секция бетонного бордюра
Сырье для изготовления бетонных бордюров
Сырье для бетона должно быть высокого качества:
- цемент марки М-500;
- щебень фракцией 5-10 мм;
- песок;
- диспергатор – минеральная добавка придающая пластичность бетону и прочность готовому изделию;
- красители для изготовления цветного декоративного бордюра.
Процесс изготовления бетонного бордюра
Подготовка форм. Формы смазываются машинным маслом, чтобы уменьшит риск прилипания изделия и его повреждений. Совет: В форму можно положить камни, ракушки и прочие элементы декора.
Приготовление цементного состава. В бетономешалку засыпается одна часть цемента к двум частям смешанного в пропорции 1:1 песка и щебня.
Чертеж с размерами бетонных секций бордюра
Диспергатор готовится раствором – на 10 л воды 4 кг сухого вещества. На 50 кг цемента добавляется 700 г раствора. Добавляется вода, после перемешивания раствор должен быть консистенции густой сметаны.
Заливка в формы. Цементный состав заливается в форму наполовину и укладывается арматурный каркас, скрепленный проволокой или сваркой. Раствор заливается до краев формы. Поверхность выравнивается, и устанавливают на вибростол. Отсутствие вибростола можно заменить простукиваниями молотком по корпусу формы
Важно! Вибрация позволяет убрать пустоты и вкрапления воздуха в бетоне, в итоге изделие получится прочным и монолитным.
Распалубка. После того как бетон высохнет в течение 1-2 суток изделие аккуратно извлекается из формы
Готовый бордюр выдерживают в течение 3 недель, чтобы он набрал прочность.
Монтаж бетонных бордюров
Бордюры для садовых дорожек из бетона можно обустроить двумя способами.
Во втором бордюр делается с помощью опалубки установленной непосредственно на участке.
Первый способ
Бордюрные плиты из бетона имеют значительный вес, поэтому к их монтажу следует подойти основательно:
- Размечается участок, вбиваются колышки, и протягивается бечевка.
- Выкапывается траншея глубиной около 20 см.
- На дно засыпается щебень и трамбуется. Следом укладывается слой песка, его проливают водой и снова хорошо уплотняют.
- В подготовленную траншею заливается цементный раствор.
- Можно приступать к установке бордюров. Бетонные фрагменты погружаются в цемент, резиновым молотком секции подгоняются и выравниваются.
- После проверки правильности установки бордюра, остатки цемента выливаются в стыки. Когда бетон застынет, траншея засыпается землей, почва вокруг тщательно утрамбовывается.
Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками
Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра
Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию
Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры
На колышки нужно нанести отметки расположения грунта и бетонного основания.
- Колышки вбивают в землю и на высоте расположения верхнего края бордюра натягивают шнур.
- Далее копают траншею, делая ее глубину такой, чтобы после монтажа бордюра его край поднимался над поверхностью грунта и покрытием на 2-3 см – это позволит предотвратить попадание грязи на плитку.
- В ширину траншеи нужно закладывать ширину поребрика,а также небольшой запас в 4-5 см с каждой стороны.
- Грунт на дне траншеи нужно тщательно уплотнить. Например, виброплитой, если ее ширина подходит под ширину траншеи.
- Укладка на грунт геотекстиля плотностью не менее 160 г/см2 – не обязательная, но крайне рекомендуемая процедура. Геотекстиль предотвратит смешивание грунта и щебня, что существенно продлит срок службы тротуарных бордюров.
Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.
Технология укладки бордюра своими руками
На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки)
Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть. Устройство бетонной подушки. Как приготовить раствор для установки бордюров? 1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды
Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня. Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром
Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.
Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.
При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.