Укладка (установка) бордюров для тротуарной плитки своими руками
Содержание:
- Инструкция по установке
- Технология монтажа своими руками
- Характеристики и свойства поребрика и бордюра
- Вас также могут заинтересовать:
- Нестандартные размеры бордюров
- Классификация бетонной плитки для дорожек на даче
- Виды и назначение стандартных блоков
- Поребрик и бордюр — отличия и сходства
- Основные критерии выбора
- Высота бордюра по ГОСТу
- Садовые бордюры
- ↑ Процедура приготовления бетона
- По какой технологии производится правильная установка бордюров
Инструкция по установке
Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку
Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик
То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.
Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой
Порядок работ
Итак, вот какой порядок установки бордюра:
- Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
- Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
-
Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
- Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
- Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
- Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.
Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.
Особенности и тонкости
Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.
Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать
Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.
Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.
Технология монтажа своими руками
Процесс установки боковой окантовки – это важный момент при укладке тротуарной плитки. Благодаря ей удается предохранить плиточный ковер от размывания и не дать разрушаться. Эта работа не предполагает никаких сложностей, поэтому выполнить ее можно самостоятельно.
Как класть плитку своими руками? Процесс монтажа тротуарной бордюры ведется намного проще, чем дорожной. Причина в том, что они обладают меньшими габаритами. Для их изготовления используют метод вибропрессования. Как правило, размер бордюрного камня составляет 0,5 м.
При вибропрессовании происходит формовка бетонных изделий, благодаря изготовленному для этих целей специальному стационарному оснащению, работа которого осуществляется при помощи вибрационного пресса.
Последовательность действий:
- Выполнить разметку того участка, где будет вестись установка боковой окантовки. Установить в начале и в конце колышки, между ними натянуть бечевку. Благодаря таким мероприятиям удастся обозначить линию будущего бордюра.
- Выкопать траншею. Ее глубина должна немного превышать высоту устанавливаемых изделий, а ширина примерно 20 см. Дно углубления утрамбовать для более плотного основания. Рекомендуем также ознакомится с размерами тротуарной плитки.
- Расположить на дно ямы слой щебня. Утрамбовать его. Засыпать песок и смочить его водой для лучшей утрамбовки.
- Приготовить раствор. Состав раствора: щебень фракции 15, песок, воду и цемент марки 500 в соотношении 2:2,5:2:2:1. Подробно о пропорциях раствора для тротуарной плитки рассказано в этой статье.
- Установка бордюра ведется непосредственно в траншею. Его следует выровнять по высоте и обеих сторон залить приготовленным раствором. После выставления бортовых камней по уровню необходимо заделать все образовавшиеся пустоты раствором.
- Щели, возникшие между камнями бордюрами, устранить при помощи смеси из сухого цемента и песка. После полить водой и подождать, когда поверхность полностью высохнет.
Если бетон подсох и стал прочным, то линия боковой окантовки становится плотной и надежной защитой для тротуара. Правильная установка гарантирует ровный ряд бордюровых камней, защищающих тротуарную плитку от негативного влияния воды.
К прочему, вам может пригодится информация про пластиковую плитку для дорожек на даче.
Схема тротуара с бордюром.
Характеристики и свойства поребрика и бордюра
Как и любой строительный элемент бордюры и поребрики должны отвечать определенным нормам и характеристикам. Оба вида бортовых камней производятся по двум технологиям:
- вибропрессовение;
- вибролитье.
Исходя из этого, можно сделать сравнительную характеристику свойств и особенностей по типу применяемой технологии. Итак:
- Вибролитье подразумевает правильные размеры и геометрию. За счёт такого типа производства удается повысить плотность бетона, уменьшив содержание пористой структуры. Конструктивно изделие состоит из двух частей, внутренней и непосредственно лицевой части.
- Вибропроссование отличается наличием сколов и трещин, а также в целом неказистым внешним видом изделия. По технологии пористость бетона повышается, из-за чего прочностные свойства материала никудышные, к тому же значительно ухудшаются морозостойкостные характеристики. Конструктивно бордюр не привлекательный, простой, ввиду чего примечателен только низкой стоимостью изготовления.
Кстати, существует также классификация бортовых камней не зависимо от типа, точней именования. Как бордюр, так и поребрик, классифицируется исходя из сферы применения, а именно:
- БКУ — предназначается для обустройства велосипедных дорожек, а также пешеходных тротуаров.
- БКР — предназначен для обустройства дорог в тех местах, где имеется поворот дороги или тротуара.
- БКК — применяется при необходимости декоративного выделения территории, имеет конусообразную верхнюю поверхность.
Как видим, общие характеристики и свойства отчасти только подтверждают сходство обоих элементов. Поэтому, по факту, можно считать их родственными но только на практике, ведь по теории и тем же ГОСТам это совершенно разные изделия.
Вас также могут заинтересовать:
23.05.2021
Какие бывают марки асфальта и что они означают
Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые…
Читать далее
28.02.2021
Что такое холодный асфальт. Свойства и особенности
Тот асфальтобетон, из которого построены наши автомобильные дороги, имеет требования в технологии…
Читать далее
24.03.2020
Минимальная толщина укладки асфальта
Учитывая то, что подавляющее большинство автомобильных дорог на территории нашей страны (если конкретнее, то около 80%)…
Читать далее
18.04.2021
Какая температура асфальта при укладке?
Температура асфальта при укладке, в первую очередь, зависит от используемой разновидности…
Читать далее
21.03.2021
Какие слои скрываются под асфальтом: устройство дорог и тротуаров
Асфальтобетон, используемый для устройства дорожного покрытия, сам по себе обладает высокими…
Читать далее
15.02.2021
Асфальтовая крошка: недорогая и качественная альтернатива
Асфальтовая крошка или асфальтогранулят является одним из самых востребованных материалов, полученных…
Читать далее
20.02.2021
Можно ли асфальт укладывать на старый асфальт?
Асфальтовое покрытие, как и практически любой другой материал, имеет ограниченный срок службы…
Читать далее
28.02.2021
Коэффициент уплотнения асфальта: что за показатель и зачем он нужен
Любое асфальтовое покрытие должно обладать высоким качеством, определенными физико-механическими…
Читать далее
24.03.2020
Можно ли укладывать асфальт в дождь?
Казалось бы, довольно простой вопрос, на который можно дать такой же простой односложный ответ «да» или «нет». Вот, например…
Читать далее
Нестандартные размеры бордюров
Согласитесь, для обустройства приусадебного участка такие большие и массивные бордюры не нужны. Вернее, очень редко нужны. Разве что самые маленькие для того, чтобы отгородить дорожку для авто от газона/огорода. Тут их прочность потребуется, чтобы вся красота не разъезжалась. А остальные применимы при устройстве дорог.
Для садовой и подъездной дорожки такие варианты более приемлемы. Они не только выглядят лучше, но и весят, и стоят меньше
Поэтому производители той же тротуарной плитки делают бордюры по собственным размерам. Называют такие изделия газонными или садовыми бордюрами. Кстати, стандарт не запрещает изготавливать бордюрные камни других размеров. Только они должны иметь прочность не ниже B22.5 и морозостойкость не ниже F200. Можно встретить такое название, как бордюр типового размера. Это о том, что такой габарит встречается часто. Но не о том, что он прописан в стандарте. Вот какие можно найти размеры бордюров для дорожек в саду или во дворе:
- 500*200*80, вес одной штуки около 20 кг;
- 390*190-90 и массой около 15 кг;
- 500*240*35, вес 9 кг.
Есть даже с каким-то рисунком. Но это на любителя, конечно В общем, размеры бордюров есть разные. Длина от 80 см до 40 см, высота — около 200 мм, ширина — от 3.5 см до 10 см. Они могут быть «стандартного» серого цвета. Цветные стоят чуть дороже. Цвета, обычно те же, что и у тротуарной плитки. Чаще всего это красный, коричневый, зеленый, иногда желтый. Учтите, что цвета не «чистые», а с примесью серого цвета цемента.
Гранитные бордюры укладывают с гранитной плиткой
Есть еще гранитные бордюры. Они бывают также нескольких размеров:
- длина от 70 см до 2 метров,
- ширина — от 80 мм до 200 мм,
- высота — от 150 мм до 600 мм (150, 200, 300, 400 и 600 мм).
Гранитные бордюры, конечно, красивы и очень долговечны, но они имеют очень большую массу и очень высокую цену.
Классификация бетонной плитки для дорожек на даче
Существует несколько видов бортового бетонного камня, имеющих различия в способе укладки:
- Квадрат.
- Наклон.
- Закругленный.
- В форме буквы «D».
- Волнообразными.
Квадратный поребрик укладывается в форме четырехугольника. Он образует вид небольшой стены. Наклонный камень вкапывается до середины одной из сторон в землю и образует красивый заборчик. Искусственно закругленный, такой поребрик является отличным украшением клумб и цветников.
Волнообразные имеют различное строение и оригинальную форму. Установка бордюра для тротуарной плитки позволяет оформить участок в очень красивом и неповторимом стиле.
При выборе материала, также существуют разнообразные поребрики:
- Из кирпича.
- Из блоков.
- Из песчаника.
- Из металла.
- Из дерева.
- Из бетона.
Поребрики из кирпича используются двух разных цветов: красного и белого. Установка их происходит вертикально, углом вверх. Получается вид зубчиков. В преимуществах можно отметить придание солидности и возраста всей дорожке.
Из блоков создаются наиболее надежные и долговечные борты. В преимуществах: красота и надежность, а в минусах – они вставляются в само здание, а потому изменить форму дорожки в дальнейшем будет невозможно.
Песчаник – это природный материал, который позволяет предотвратить появление сорняков, и, при этом, придает всей клумбе оригинальный и изысканный вид. В недостатках его: использование дополнительной смеси и материала для сглаживания и укрывания щелей.
Из металла изготавливаются ленты разной длины и ширины, которые обрамляют дорожки наподобие большой кадки. Они позволяют надежно укрепить дорожку. Однако, в жаркую погоду металлические поребрики имеют свойство нагреваться.
Для придания старины и надежности можно использовать поребрики из дерева. Они придадут дорожкам неповторимый вид. В недостатках у них стоит отметить быстрое старение и подтачивание жучками.
С размерами бордюрных камней ознакомит данный материал.
Виды и назначение стандартных блоков
Такие изделия не только разграничивают участки, но и придают дизайну завершенный вид. Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.
Тротуарный бордюр — это одна из разновидностей железобетонных изделий, которые устанавливаются на отмостках тротуаров. Нужно отметить, что в продаже имеется 4 категории
продукции:
Поребрик
. Это наиболее распространённый вид камня, применяемый для разграничения газонов, пешеходных зон и велосипедных дорожек.
Вибролитые бордюры
Такие изделия сразу привлекают внимание необычной формой и цветов
Продукция может выпускаться в форме ступенек, волн или дуг. Привычный серый цвет бетонных бордюров изменяется добавлением красителей и пластификаторов. Вибролитиевые камни обычно используются в качестве архитектурных украшений.
Газонные блоки
. Это разновидность поребрика, которая обычно обрамляет газоны, чтобы предотвратить расползание плодородного слоя почвы.
Дорожный камень
. Эту разновидность можно считать тротуарным бордюром с большой натяжкой. Их используют для сохранения целостности дорожного полотна, поэтому изделия имеют массивные габариты, при изготовлении обязательно выполняется армирование.
Технология производства тротуарных бордюров подразумевает использование тяжёлого бетона марки М 300
илиМ 500 . Это обязательное условие, чтобы конструкция обладала высоким запасом прочности и устойчивостью к динамическому сжатию.
Поребрик и бордюр — отличия и сходства
Классические поребрики и бордюры знакомые нам по архитектуре городов страны практически неотличимы, однако согласно ГОСТов есть определенные тонкости. Но подробней во все отличия, указанные в ГОСТах, мы вникать, естественно, не станем, сделаем акцент только на некоторых особенностях и отличиях при монтаже. Итак:
- Бордюр — предназначен для разделения двух или даже более зон (площадок), к примеру, проезжую часть или тротуар, газон и тому подобное. По внешнему виду и характеру представляет собой что-то среднее между поребриком и подступенным камнем на лестницах. Изначально установка бордюра влечет за собой подготовку основания, создание некоторого углубления в почве, так называемое «корыто». Но вверху камень обязательно должен идти вровень с землей, плиткой, асфальтом или любым другим материалом.
- Поребрик — он же бортовой камень, отличие от бордюра в том, что при его монтаже не обязательно создавать «корыто», то есть уплотнение и углубление. То есть нижняя часть поребрика в принципе не должна утапливать в грунт, а вот верхняя, наоборот, выступает над обеими разделяемыми зонами.
То есть из написанного выше сделаем вывод, что если бортовой камень утоплен и находится вровень с асфальтом или плиткой, то значит это бордюр, а камень, установленный поверх разделительных зон — это поребрик.
Но практически на всей территории СНГ название у бортовых камней отличается. К примеру, на территории России в зависимости от региона бортовые камни называют по-разному, в Питере это всё поребрики не зависимо от вида, в Москве и на большей части страны это бордюр.
Основные критерии выбора
Для того, чтобы понять, как выбрать бордюр, необходимо в первую очередь определиться, для какой цели будет использоваться бордюрное ограждение. Если оно будет ограждать тротуар, тогда можно приобрести поребрик, который более тонкий и меньший по размерам. Это надежный и долговечный стройматериал с повышенной морозостойкостью, который применяют для разграничения пешеходных, велосипедных и садовых дорожек.
Если необходимо отделить тротуар от проезжей части, рекомендуется использовать дорожный бордюр или бортовой камень. Этот стройматериал отличается от поребрика большими габаритами. Масса пролета тротуарного бордюра – 33 кг, а дорожного – 100 кг. В любом случае надо выбирать бордюр, соответствующий вашему основному тротуарному или дорожному полотну.
Стоимость тротуарного бордюра – около $2 за 1 м стройматериала, а цена дорожного – $5 за 1 погонный метр. Перед покупкой бордюра любого типа рекомендуется потребовать у продавца предъявить документ качества. В нем должна быть следующая информация: вид производства, размеры изделия и соответствие принятым ГОСТам.
Материал должен иметь сертификат соответствия российского образца, выданный федеральным агентством по метрологии и техническому регулированию. Следует проверить, не истек ли срок действия документа. Сертификат подтверждает, что аккредитованная в данном агентстве лаборатория произвела испытания бордюра, вследствие чего специалисты установили, что характеристики стройматериала соответствуют российским стандартам.
Высота бордюра по ГОСТу
“Снип” заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : “…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…”
Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.
“Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…”
Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов ГОСТ 6665-91
Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов ГОСТ 6665-91
А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях
Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.
Садовые бордюры
Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.
Пример HTML-страницы
В чем преимущество садовых бордюров?
Помимо декоративной функции бортовые камни:
-
Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.
Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.
пластиковый садовый бордюр
↑ Процедура приготовления бетона
Оптимальный вариант – делать состав в бетономешалке. Тогда есть шанс получить изделия максимально крепкие и высококачественные
Очень сложно мешать бетон при помощи миксера, то есть, вручную, так как в нём есть щебень, который окажет негативное влияние на результат проделанной работы и конечное качество изделия.
Крайне важно обеспечить чистоту песку и воде. Например, песок не должен содержать глину, существенно снижающую марку бетона, следовательно уменьшающую период эксплуатации самого бордюра
По этой причине песок стоит предварительно просеять, а воду проще всего позаимствовать из колодца.
Чтобы беспрепятственно достать готовое изделие из форм, необходимо проделать несложное действие: стенки изнутри хорошо смазать, употребляя для этого машинное масло.
Бетонный раствор М400 производится из песка, цемента, гравия в пропорции 1:2,5:3, а М500 – в пропорции 1:3:4.
Вначале кладется одна часть от нужного количества песка и щебня, затем вся масса смешивается на протяжении двух-трёх минут.
После добавляется порция цемента, песок, щебень, который остался
Снова всё содержимое перемешивается сухим на протяжении четырёх-пяти минут.
В воде необходимо развести моющее вещество, после чего осторожно добавлять к сухому составу в бетономешалку, пока не получится раствор необходимой густоты. При желании иметь цветные бордюры в воду следует добавить краску
Бетономешалка на любом этапе должна постоянно функционировать.
Последовательность приготовления состава бетона как для формы, так и для опалубки, являются идентичными. Есть лишь одно отличие – объём раствора. Чем большее число форм присутствует, тем процедура создания бордюров осуществляется быстрее. Советуют иметь не меньше, чем восемь-десять форм для получения хорошего результата.
По какой технологии производится правильная установка бордюров
Установка бордюров, согласно технологии, производится в следующем порядке:
- 1. Разметка на местности;
- 2. Рытье траншеи;
- 3. Подготовка траншеи:
- 3.1. Очистка и выравнивание;
- 3.2. Уплотнение.
- 4. Устройство основания:
- 4.1. Укладка геотекстиля;
- 4.2. Отсыпка щебня или песка;
- 4.3. Заливка бетона.
- 5. Установка бордюров;
- 6. Фиксация камней;
- 7. Заделка швов.
Разметка на местности производится с помощью натягивания веревки с креплением на кольях. Это позволяет контролировать геометрические параметры при монтаже бордюрных камней.
Рытье траншеи осуществляется на определенную глубину, которая зависит от габаритов бортовых камней. Стоит учесть, что основание из щебня и бетона, имеющее толщину около 30% от высоты бордюров, займет часть глубины. Следует копать траншею с учетом этого фактора.
Подготовка траншеи необходима для предотвращения деформации. Если правильно не подготовить траншею, бортовые камни в скором времени могут разъехаться, а само покрытие деформироваться, из-за чего потребуется производить демонтаж и производить устройство всех слоев заново.
- Очистка траншеи включает в себя удаление мусора, грязи, корней растений и других ненужных элементов.
- Уплотнение дна траншеи желательно производить с применением механизированного трамбовочного оборудования – виброплиты. При трамбовке рекомендуется смачивать дно траншеи водой, чтобы предотвратить усадку в будущем.
Устройство основания производится в несколько слоев:
- 1. Укладка геотекстиля. Данное рулонное полотно производится из синтетических нитей и волокон, благодаря чему обладает достаточной прочностью и другими свойствами. Геотекстиль разделяет грунт и основание, препятствует прорастанию растений, выполняет дренажную функцию, повышает прочность и долговечность конструкции.
- 2. Отсыпка сыпучего материала. Рекомендуется выбирать именно щебень, а не песок, так как «щебенка» значительно прочнее. После отсыпки нужно разровнять и качественно уплотнить щебень виброплитой. Толщина слоя – 10-15 см, диаметр фракций щебня – 20-40 мм (лучше использовать смешанные фракции, чтобы обеспечить высокую плотность).
- 3. Заливка бетона. Желательно приготовить густой раствор с небольшим количеством воды. Ориентировочные пропорции цемента к песку – 1/3, толщина слоя – 5-7 см.
В некоторых случаях установка бордюров (декоративных) может осуществляться прямо на песчаное основание, без использования щебня и бетона. Однако это приведет к снижению прочности и долговечности.
Установка бордюров производится на бетонное основание, с обязательным контролем расположения камня во всех плоскостях:
- Если монтаж был произведен с отклонениями, для его исправления может потребовать демонтаж целого участка.
- Геометрия участка, на котором производится монтаж, может иметь уклон в ту или иную сторону, что следует обязательно учесть.
Фиксация производится после установки и выравнивания бордюрного камня, с помощью бетона той же плотности, на который посажен фрагмент (можно изначально подготовить песчано-цементный раствор с запасом). Габариты бетонного замка зависят от размеров бортового камня: примерная высота 8-10 см, ориентировочная толщина 5-7 см.
Заделка швов осуществляется после схватывания бетона. Для этих целей можно использовать смоченный песок или другой подходящий материал. При желании заделать швы можно тем же бетонным раствором.
Установка бордюров с соблюдением данной технологии обеспечивает высокую прочность и надежность, сводя к минимуму вероятность деформации конструкции.